Женский глянцевый журнал на русском и кыргызском языках

Моя большая азиатская свадьба

«Свадьба в кредит! Свадьба вашей мечты теперь доступна!», – заманчиво предлагают микрокредитные компании и банки. Так в погоне за удовлетворением семейно-родственного желания провести «пышный той», чтобы не быть хуже других, молодая семья начинает жизнь с долгов и кредитов.

 

Как это было

В час ночи мы стояли с мужем одни возле ресторана, страшно уставшие. Он – в кремовом свадебном костюме с забитыми деньгами карманами. Я – с наклеенными кукольными ресницами, вылощенной прической, в белом платье и одноразовых свадебных туфлях, которые весь день мечтала сбросить. Только что отъехал бусик, в который мы загрузили последнюю партию пьяных гостей. Я рухнула на скамейку, заваленную букетами. Муж пошел расплачиваться за банкет. Это только в кино жених и невеста уезжают первыми, в сопровождении дождя из конфетти и лепестков роз.

А все началось тремя неделями ранее…

После встреч и переговоров обеих сторон, благословений собравшихся бабушек-тетушек, меня повезли к новым родителям. Теоретически я знала, что они живут за городом. Практически это оказалось у подножия гор в двух часах езды от Бишкека. На меня повязали белый платок неудобным способом «а-ля Аленушка», который я не имела права поправить, даже если жарко. Посадили за «көшөгө» (занавес), за который то и дело заглядывали женщины, старушки и дети. Я чувствовала себя экзотическим животным в зоопарке, которое еще и должно было показывать трюк – кланяться каждой группе посетителей по три раза. Женщины в восторге награждали меня новым платком, как обезьянку бананом. Подозреваю, что кому-то по ошибке поклонилась шесть или девять раз – запомнить лица было трудно. А на следующий день началась беготня, мытье посуды, обслуживание бесконечного потока гостей. Думаю, это и был «келин-той», т.е. праздник в мою честь. Ну, а потом: «Давайте, теперь сыграем свадьбу в ресторане!».

Прошло восемь лет. С тех пор я видела десятки свадеб, где могут меняться декорации, фон и предыстория, но сценарий и правила самого торжества остаются неизменными: «выкуп» невесты, регистрация в ЗАГСе, гулянка и фуршет с друзьями, фотосессия под командование фотографа, банкет в ресторане, тосты, тосты и еще раз тосты, которые жених и невеста в знак уважения слушают стоя. Между поздравлениями втиснута шоу-программа с типичным тамадой и звездами местного разлива. В антрактах мужчины успевают поздороваться, покурить и обсудить политическую обстановку в стране, женщины – оценить наряды друг друга и посплетничать. Кульминация вечера – «бата» из уст самого старшего члена семьи жениха, родителей и тамады. Ну и, операция «Баштык» – нужно успеть смести со стола всю оставшуюся еду в специально заготовленные пакеты.

 

Еще цветочки

Мирсаид и Бегимай сегодня подавали заявление в ЗАГС. Невесте двадцать, учится в вузе, будущий муж старше на шесть лет. Мирсаид и Бегимай познакомились на сайте «Одноклассники» год назад. Поскольку родители невесты живут в России, все переговоры о предстоящем мероприятии велись по «Скайпу». Родственники Бегимай настаивали на соблюдении всех традиций, интернациональная семья жениха предложила «европейскую» свадьбу. «Конечно, я хочу красивую, шикарную свадьбу. Ведь не каждый день выходишь замуж! – признается Бегимай. – Хочу, чтобы все прошло, как положено, по традициям. Но стараюсь многого не требовать».

Если жених и невеста молоды, финансовые вопросы решаются их родителями во время переговоров. Но будущие молодожены хорошо осведомлены о расходах. «Так как он не дает калым, платье покупает он. Вообще, в наше время в качестве калыма дают не меньше ста тысяч сомов. Но эти же деньги опять возвращаются в дом жениха в виде новой мебели, бытовой техники и так далее», – говорит Бегимай. Мирсаид нервничает по поводу приближающегося мероприятия и поскорее хочет начать тихую семейную жизнь. «В моем видении идеальная свадьба – это провести вечер и куда-нибудь свалить, хотя бы на Иссык-Куль! Только вечер, без сватовства, без поездок непонятных», – смеется Мирсаид.

Но банкетный зал ресторана Salkyn Tor уже забронирован, дата назначена и около 140 гостей готовятся к мероприятию. Основные расходы на проведение торжества легли на плечи жениха. Мирсаид считает, что его свадьба не окупится: «Возможно, только ресторан. Но платье невесты, услуги тамады, музыка, аренда оборудования, декорации, лимузин, фотограф – однозначно не окупятся. Бюджет средней свадьбы сейчас около 10 000 долларов. Вот, например, только регистрация в ЗАГСе стоит 1400 сомов».

 

Untitled_Panorama1

 

Күндө майрам, күндө той

(Каждый день праздник, каждый день пир)

Муратбек Арыстанбеков восемь лет назад вместе с будущей женой решили не праздновать свадьбу на широкую ногу и вместо этого купили квартиру в Кара-Балте. Сегодня Муратбек директор ресторана Salkyn Tor, где практически каждый день проходят свадебные торжества. «Большинство ресторанов придерживаются ценовой политики 1000-1500 сомов на человека, – объясняет Муратбек Куралбекович. – Если меньше 1000 сомов, то это скажется на качестве мероприятия». По словам Муратбека, в обычных кафе один официант обслуживает три стола, а в больших ресторанах, наоборот, три официанта обслуживают один стол.

Ресторатор считает, что 80-90% расходов на свадьбу окупаются: «У всех есть родственные отношения, которые обязывают помогать финансами и в горести, и в радости, как говорится». Та денежная сумма, которую дарят в конверте молодоженам либо их родителям, называется «кошумча» (от слова «кош» – добавлять).

Рассуждая о плюсах и минусах проведения огромных торжеств, Муратбек Арыстанбеков предполагает, что рестораны предлагают самый удобный вариант – встретить всех разом. «К примеру, если я хочу провести тушоо-той своему сыну, я в первую очередь хочу, чтобы все увидели сына, получить «бата» – благословение родственников. Делить их на группы и проводить все дома – уйдет целая неделя. И хозяевам не нужно мучиться, и гостям хорошо».

На вопрос, как он относится к законопроекту о сокращении расходов на различные тои, он отвечает: «Раньше был иного мнения: мол, зачем такие большие расходы. Но сейчас думаю: это расходы каждого отдельного человека, а не государства! Это ведь честным трудом заработанные деньги. Люди заслуживают праздники за свой счет. Я, наоборот, предложил бы сократить расходы на государственные мероприятия, такие как 125-летие города, юбилей такого-то района и так далее. Вот туда тратятся немыслимые суммы. Почему это говорю, я сталкивался с этим, проводил государственные мероприятия и знаком с подобными сметами».

Сейчас Муратбек готовит сюрприз жене: через два года на десятую годовщину устроит праздник: соберет близких родственников, друзей, коллег, партнеров по бизнесу: «Я вижу грусть в глазах жены, когда на чужих свадьбах она смотрит на невесту в платье и фате. Через два года будет десять лет, как мы поженились, и тогда проведем хорошую, шикарную свадьбу».

 

«Кошумча – добровольческая форма финансовой помощи, сумма сборов нефиксированная, взнос может предоставляться также в виде материальной помощи: крупный рогатый скот, мебель, бытовая техника и др. Данная форма – менее строгая касательно размера денег, также более свободная в предоставлении других форм материальной поддержки, которая определяется характером события: если новоселье – мебель, похороны – скот, замужество – одежда и пр.», – пишет антрополог Алтын Капалова в своих исследованиях «Неформальная экономика на службе социальной защищенности». 

 

Еще одна пара, Бермет и Максат, нашла отличную альтернативу, так сказать «золотую середину». Первая часть свадьбы прошла по традициям: «Мне надели серёжки, в этот же вечер собрали всех родственников, накрыли стол. Без молодёжи. Потому что молодёжь любит веселиться, а взрослые – произносить тосты». С друзьями молодожены решили отметить «джинсовую» свадьбу в клубе: «Муж будет в джинсовых шортах, белой рубашке и бабочке, и на мне тоже будет что-нибудь джинсовое. Там уже можно будет повеселиться».

 

«Продолжают существовать тои, которые современное общество из праздника с угощениями, играми и песнями превратило в особую институцию со сложной экономикой. В этой реальности живет поколение моих бабушек и дедушек, поколение моих родителей, мое поколение… Настоящее и ближайшее будущее не представляется без “той-экономики”». Антрополог Алтын Капалова

 

У кыргызов есть пословица: «Элүү жылда эл жаңырат», то есть народ обновляется раз в полвека. Обновляются и традиции. Возможно, в будущем модернизируются обычаи, связанные со свадьбой, и затраты будут более целесообразными. Возможно, для кочевых кыргызов не представляло особой сложности зарезать несколько голов скота за раз, но в сегодняшних условиях людям нужно их покупать. Денежная стоимость одной коровы, например, составляет около 50 тыс. сомов. Среднестатистическая семья, проживающая в селе, имеет только одну корову, а в городе среднемесячная зарплата составляет 10 тыс. сомов. Но почему-то мы продолжаем оценивать мероприятия количеством зарезанного скота и подавать бешбармак с «устуканами» даже после двух полноценных блюд.

 

«Совершенно бесцельны избыточные расходы. А если не сделаешь этого, то окружающие будут сплетничать. Все это понятие ложной чести. Лучше бы эти затраченные средства отдали молодоженам на открытие мелкого бизнеса, заложить основы семейного фундамента». Депутат ЖК КР Роза Акназарова

 

Что касается нас с мужем, то чистая прибыль с нашей свадьбы за вычетом всех расходов составила 3000 сомов, на которые мы на следующий день сходили на базар за продуктами. Мы смутно помним, сколько стоило мое платье или лимузин, но зато четко помним, как танцевали и пели хором наши друзья. И какую песню спела ныне покойная свекровь.

Историческая справка

Как это было раньше

После сватовства и подготовки к свадьбе, сопровождаемой многочисленными обрядами, начиналась сама свадьба. В день приезда родителей, родственников жениха в аиле отца невесты устраивали грандиозный свадебный пир – «кыз узатуу». Накануне приезда жениха девушка по обычаю прощалась со всеми, обходила всех родственников, устраивала девичник для сверстниц. Свадебные торжества сопровождались зрелищами и увеселениями, содержащими много игровых, песенно-музыкальных и состязательных элементов. Перед процессией жениха протягивали толстую верёвку – «аркан-тартуу», родители жениха вынуждены были откупиться раздачей мелких подарков. В доме отца невесты происходили главные обрядовые действия: спец. женщина открывала привезённые родственниками жениха курджуны – «куржун сөгүү», через некоторое время раздавали привезённые дорогие одежды родителям, ближайшим родственникам невесты – «кийит». В это же время происходила ритуальная передача всего выкупа за невесту – «калың». В «калың» входил, в основном, скот, при этом число голов различных видов скота должно было составлять девять – «тогуздан». Это число имело сакральное значение. На девяти деревянных чашках – «тогуз табак» – подносили ритуальные блюда, предметы одежды и мелкие предметы. Родители невестки приготавливали приданое – «сеп», которое передавали стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.

Накануне свадьбы родственницы девушки устраивали обряд «чач өрүү» – расплетали девичьи косички и заплетали женские косы. Этот обряд был посвящением перехода во взрослую возрастную категорию. Её напутствовали добрыми словами, быть хорошей хозяйкой и верной супругой. В полном свадебном наряде в сопровождении снох и молодух невесту в первый раз показывали родителям жениха – «жуз көрүшүү», за что сопровождающие получали подарки. При проводе невесты в аил жениха существовал обычай «кыз узатуу», который сопровождался громкими плачами, причитаниями женщин – «кошок айтуу».

После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора – вместо «шөкүлө» на её голову одевали «элечек» – белый тюрбан, посвящение огню – «отко киргизүү», заключение брака – «нике кыюу», смотрины невесты – «келин көрүү», назначение посаженых родителей – «өкүл ата, өкүл эне» и др.

Интересно выразил свое мнение о современных свадьбах дизайнер и блогер Эрнис Темиркан в своем посте в «Фейсбуке»:

«Знаете, почему в кыргызских семьях меньше разводов? Все логично и просто, как двух женихов за калымом послать. На шикарную свадьбу молодая семья берет столько кредитов и денег в долг, что им лет пятнадцать ишачить на возврат. К этому времени у них как раз свои дети подрастают и нужно новый кредит брать, опять же на грандиозную свадьбу. Разводиться времени нет, все работают.

Среднестатистическая молодая семья за один вечер на кыргызской свадьбе может прогулять годовой бюджет небольшого европейского городка. Круче нас, кыргызов, празднуют свадьбу только казахи, и только потому, что у них нефть есть».

Несколько фактов о кыргызской свадьбе:

  • Любая свадьба меньше трехсот гостей – лоховская.
  • Молодожены на своей свадьбе 95% гостей видят в первый и последний раз в жизни. Они настолько дальние родственники, что не знают имен молодоженов, путают родителей жениха и невесты, и даже при случае кровосмешения на таком мероприятии, вероятность рождения ребёнка с серьёзным генетическим дефектом нулевая.
  • 64,6 % гостей помнят жениха «во-о-о-т таким маленьким». 35,3 % – невесту маленькой и грязной девочкой, и только 0,1 % ничего не помнят или, если даже помнят, то молчат об этом. Это новобрачные статистику испортили.
  • После кыргызской свадьбы молодожены уезжают в свадебное путешествие. Обычно в Россию. Минимум на пять лет. На заработки. Нужно же погасить срочный кредит.
  • Примета: чем длиннее лимузин, тем короче п*. У некоторых женихов 30 сантимет… тфью ты, тридцатиметровые лимузины.
  • На любой свадьбе есть тётенька со стороны жениха, которая будет сорок минут читать стихи собственного сочинения. Обычно рифмы в таких стихах паршивенькие, но, несмотря на это, «заслуженная и дежурная поэтесса семьи» срывает шквал аплодисментов.
  • На любой свадьбе найдется обиженный дядя, которому дали произнести поздравительную речь позже, чем полагается по «родственному рангу». Он первее всех напьется и в конце вечера будет зажигать в неприличном танце.
  • Бабушка, которой достался устукан, не соответствующий её рангу, обязательно устроит скандал. Потом еще два месяца хозяева вечера будут ездить к ней домой с извинениями. На это уйдет один барашек и хороший чепкен с элечеком.
  • В Кыргызстане синие полиэтиленовые пакеты с ручкой и надписью «Aygen» официально называются «Кешик баштык». Туда гости складывают все, что недоели, и дома питаются еще неделю. Особо проворные женешки и опытные эжешки могут в этом пакете вынести из свадьбы месячный запас еды.
  • Говорят, что когда Мадонна узнала, сколько за вечер зарабатывают кыргызские звезды, гастролирующие по свадьбам, отменила свое мировое турне и дала продюсеру задание влиться в местный рынок шоу-бизнеса. Наши акулы сцены в свой океан денег ее не пустили.
  • Мама невесты так и не сможет до конца произнести свою речь. На половине тоста начнет плакать.
  • Папа жениха весь вечер будет про себя считать, кто и сколько денег принес. Хватит ли средств расплатиться за банкет.
  • Первая брачная ночь у молодоженов будет только через несколько дней. Обычно родственники гостят у жениха еще два-три дня. С такой компанией жениху с невестой не до секса.

Текст: Бактынур Абдиева

Фото: Бактыбек Мейманбеков


Один ответ to “Моя большая азиатская свадьба”

  • Аяна
    Июль 13, 2015 at 5:22 пп | Reply

    .Ваахаххаахахахх
    факты=огонь Это самый ужасный момент, когда нужно в пакет все ложить с диким лицом.
    В Кыргызстане синие полиэтиленовые пакеты с ручкой и надписью «Aygen» официально называются «Кешик баштык». Туда гости складывают все, что недоели, и дома питаются еще неделю. Особо проворные женешки и опытные эжешки могут в этом пакете вынести из свадьбы месячный запас еды.

Оставить комментарий

 

 

 


9 − = пять

Закажите журнал

Обсуждения публикаций

  • Бурул Я согласна с Вами Курманжан с Вами тоже Айжан. Но Мээрим действительно женщина с сильным характером. Как руководитель молодец. – Авг 08, 10:49
  • 555 хороший парень и девушка у него шикарная.. – Авг 06, 7:18
  • Айдай Помню, как кто-то танцевал под Time to say goodbye Андрея Бочелли. Свадебный танец под песню о прощании – Июл 22, 7:30
  • 555 Шикарная девушка, и фильм Курманжан Датка классный, вообщем все суппер )) – Июл 17, 4:46
  • Aijan Легко рассуждать, когда есть богатый муж или отец, которые спонсируют твое детище. Когда ты красивая и все дается легко. К сожалению, в нашей стране построить... – Июл 16, 11:46
  • Еще »

Опрос

Что бы вы изменили в журнале BISHKEKCHANKA? (нужно добавить свой ответ)
  • Добавить свой ответ
результаты