Женщина за рулем уже давно перестала быть диковинкой. А вот женщина-автомеханик по-прежнему вызывает благоговейный трепет. Начальник моторного отдела компании «ЭВИ-Автосервис» Татьяна Синусова – это разрыв всех возможных шаблонов и крах всех существующих стереотипов о женщине и автомобиле.
В детстве маленькую Таню не интересовали куклы, а вот конструкторы двоюродного старшего брата очень даже.
– Моя любовь к автомобилям родом из детства. Мы собирали с братом модели всякого разного транспорта, и автомобилей в том числе. Уже тогда было понятно – это моё. А в 1983 году у меня появилась первая машина – «Запорожец». И, конечно, в определенный момент неизбежно встал вопрос о ремонте. Это было время дефицита, все нужно было привозить и доставать, процесс был не быстрым. И, пока машина стоит, по городу нужно как-то передвигаться. Тогда я решила получить водительские права категории «А». К тому времени у меня был мотоцикл «Урал», доставшийся мне от бабушки с дедушкой. И я решила, что если уж что случится с машиной, мотоцикл меня выручит, и в случае необходимости я смогу съездить, куда надо.
– То есть ваш мотопуть начался исключительно с прагматических и рациональных целей?
– Так и есть. Ни о какой романтике скорости речи не шло. Я искала выход из положения на случай поломки моего автомобиля. Когда я сдала экзамен, ко мне подошли два человека, один из которых потом стал моим тренером по мотокроссу, и предложили попробовать себя в этом виде спорта. Я, конечно, вообще не понимала, о чем они, и сказала: «Вы хоть покажите, что это, как это…» Ну, они и показали… Я посмотрела и загорелась.
Так с 1986 года началась крепкая дружба Татьяны Петровны и мотоцикла. Первым был чешский CZ (Cezet). Тогда достать другие не было возможности. За первые пять лет мотожизни Татьяна Петровна доросла до мастера спорта. В 1991 году на ипподроме города Фрунзе проходил чемпионат СССР, где она заняла третье место в классе женщин.
– А потом был перерыв в 18 лет, когда развалился Союз и не было возможности содержать мотоцикл. Но пять лет назад я вернулась в мотоспорт. На тот момент мы ездили только в Алматы, так как в нашей стране ничего не проводилось. И вскоре у нас, у спорстменов, остро встал вопрос о том, как это развивать здесь и была создана федерация моторных видов спорта.
– Где проходят тренировки и соревнования федерации?
– Трасса находится в районе аэропорта «Манас», и сейчас основная сложность в том, что «Манас» проложил через нашу трассу высоковольтный кабель, не учитывая того, что трассу мы строили сами, за свои деньги в течение четырех лет с 2008 года. Все на голом энтузиазме. А теперь нам говорят: «Подвиньте трассу». И двигать, естественно, мы будем за свой счет. Мэр пообещал, что в зоне города выделят место для моторных видов спорта, но пока тишина.
– Сколько человек сегодня занимается мотокроссом?
– Не так много, как хотелось бы, – улыбается Татьяна, – сегодня нас около десяти человек. А вообще в стране владельцев мотоциклов гораздо больше, но есть такие люди, которые покупают себе мотоцикл как игрушку, вроде хотят заниматься, а когда дело доходит до серьезных тренировок и соревнований – пасуют. «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
– Поэтому они предпочитают езду по городу?
– Сразу хочу отметить: на тех мотоциклах, которые предназначены для мотокросса, ездить по городу запрещено. Они не регистрируются в ГАИ, не получают номеров, а на место соревнований и тренировок доставляются только на прицепах. Остальные – спортбайки, чопперы, эндуро регистрируются в ГАИ вне зависимости от объема двигателей. Поэтому нас по городу не увидишь.
– А кто же эти герои на разноцветных железных красавцах?
– Это спорт-байки. Мотоциклы классов супер-спорт и спорт-туризм. Сумасшедшая машина, честно говоря…
– Этот год для кыргызского байк-сообщества был весьма печальным… Хроники, некрологи, соболезнования…
– Я так скажу: все-таки соображать надо, раз ты берешь себе машину такой мощности. Большинство из ребят упиваются скоростью – ручку выкрутил и всех обогнал. Мотоцикл водить, а уж тем более спортивный, сложнее, чем автомобиль, и жаль, что многие этого не понимают. Нужно быть в хорошей физической форме, мотоцикл – техника мощная, ее надо уметь удержать.
– Сегодня мировой рынок предлагает огромный ассортимент защитной экипировки…
– Ага, «Зачем ему кожаный костюм? – Чтобы собирать его легче было». Никакой кевлар не спасет, если человек дома голову забыл. Вспоминается жестокий анекдот: «Стоит группа чопперов, к ним подлетают парни на спорт-байках и говорят:
– Ребята, а что вы такие угрюмые, не здороваетесь, не знакомитесь…
– Да толку с вами знакомиться – вы каждый сезон новые…».
– Тем не менее в последнее время на дорогах города спортивных мотоциклов все больше.
– Позерство – вот что стоит зачастую за всем этим. Например, мотоциклы классов эндуро и чоппер куда тяжелее «спортов» и предназначены они никак не для гонок, а потому их владельцы чаще всего путешественники, а не позеры. Кроме того тот же чоппер, например, на порядок дороже спорт-байка, поэтому 15-16 тысяч долларов за мотоцикл отдают люди, так сказать, идейные. А спорт-байк относительно доступен. Потому и плодятся они у нас и размножаются с большой скоростью.
– Как по-вашему относятся к двухколесному транспорту у нас на дорогах?
– Отвратительно. Никто не хочет никому уступать, если тебя обогнали, надо срочно взять реванш любой ценой, а то, что последствия потом могут быть плаченые, об этом задумываются слишком поздно. Да и вообще ситуация на дорогах у нас отвратительная. Со всех сторон. На машинах ездить не умеют, не то что на мотоциклах. Того, что творится сейчас на дорогах, при Союзе и близко не было. И дело не в том, что машин тогда было меньше. Просто морали и совести было больше. Кроме того, уровень обучения в современных автошколах существенно упал. Если раньше основной целью автошколы было обучить, то сейчас преследуется одна цель – обогащение. Сегодня сдать своими силами экзамен и получить права практически нереально. А когда все видят, что водительское удостоверение можно купить в кратчайшие сроки, у некоторых невольно возникает мысль – а зачем учиться, когда можно купить? Или вот, к примеру, простая ситуация – едет машина с табличкой «У». Идет двойная сплошная полоса, через которую переезжать нельзя. Тут инструктор говорит: «Да ладно, разворачивайся, никого же нет». Они тут же разворачиваются и едут в другую сторону. Естественно, те, кто учатся, потом то же самое и повторяют. Оттого и отсутствие культуры на дорогах, ощущение безнаказанности, ведь штрафов как таковых тоже нет, есть взятка.
– Извечный вопрос – что делать?
– Выход один – наказание. Штрафы должны оплачиваться в соответствии со всеми законодательствами, с учетом соблюдения всех норм, а не разводиться на месте. Да и размеры штрафов должны быть такими, чтобы неповадно было нарушать. Пока не будет штрафов – на дороге будет твориться беспредел. Кроме того, кто бы что ни говорил, а я за левый руль. Движение в стране правостороннее, значит и автомобиль должен быть соответствующий движению.
– Какую коробку передач предпочитаете?
– Очень люблю механику, но учитывая тот кошмар с пробками, который творится у нас на дорогах в последнее время, лучше ездить «на автомате».
Татьяна оживленно рассказывает о наболевшем, не отрываясь от ремонта двигателя от Nissan Pathfinder. Ее руки танцуют вокруг сердца автомобиля, выполняя сотни движений. Татьяна Петровна дает вторую жизнь двигателям с 1992 года, так что, если у вас «стуканул движок» – добро пожаловать к ней!
– Здесь у меня определенная функция. Я шеф-механик моторного участка. Все, что относится к механике двигателя: капитальный ремонт, замена ремней ГРМ, а также частичный ремонт двигателя – замена сальников, клапанов и так далее – это все мои функции.
– И какие самые частые причины поломок?
– Банальный недосмотр. Перегретый двигатель. Долго не заглядывают под капот. Есть категория водителей, которые приезжают к нам каждые несколько месяцев просто на профилактику. А есть люди, которые ездят до победного и пьют боржоми, когда почки отвалились. Они считают так: ничего не сломалось, заглядывать и не надо. Таких больше. У них и проблем больше возникает. И ремонт не копеечный получается.
– А как коллеги-мужчины относятся к вашей деятельности?
– Я когда сюда пришла работать, мне пришлось в течение двух лет доказывать, что я реально имею знания и опыт работы. Гендерная политика у нас никак не развивается, поэтому и отношение такое. Двенадцать лет назад была в Канаде на курсах повышения квалификации от лицея №27. И вот там, в политехническом институте Южной Альберты, учится очень много женщин на технических специальностях. А у нас это все не поднимается. Мотивации нет. Да и без жертв не обойдется. Работа тяжелая и грязная. Об идеальном маникюре придется забыть.
– И все-таки бытует мнение, что женщины аккуратнее и прилежнее мужчин. Следовательно, и к машине относиться должны серьезнее.
– Это зависит от человека. К примеру, у нас двое, которые занимаются тем же мотоспортом, один досконально знает свой мотоцикл. Чистит его после тренировки, а второй уехал, бросил и все. До следующей тренировки. Это отношение самого человека. Внешний вид, поведение – все связано. Если вы видите, что он выглядит аккуратно, то зачастую и к машине относится так же, с любовью и добросовестно.
– Но ведь иногда мужчины с такой сильной любовью начинают относиться к автомобилю или мотоциклу, что женщины начинают ревновать!
– Вот тут сразу надо для себя уяснить одну вещь: для мужчины автомобиль – это просто другая компания. Женщины же не сидят постоянно дома, и общаются не только с мужем и детьми, им тоже нужна компания, друзья, подруги. Так и мужчина, уходя в гараж, уходит в гости к другу. А то, что может там засидеться, так с кем из нас не бывало – заговориться до полуночи. Тут нужно немного мудрости. Это совершенно не значит, что мужчина любит машину больше, чем вас, просто иногда ему нужно переключиться. Я тоже переключаюсь, когда устаю – пропадаю на тренировках. Кстати, забыла сказать, у нас в федерации есть двое малышей пяти и шести лет, которые занимаются мотокроссом. Для них предусмотрены специальные детские кроссовые мотоциклы, начиная от пятидесяти кубиков. Так что с пяти лет милости просим ваших деток к нам.
– Дети на мотоцикле… Страшно же…
– Страшнее, если дети будут колоться и нюхать клей в подворотнях. А здесь дети учатся самообладанию и дисциплине, что немаловажно сегодня. Проблема в том, что сейчас фактически перестали работать бесплатные секции всех видов спорта. И если раньше спортивная занятость была уделом большинства детей, то сегодня это привилегия детей из состоятельных семей. Итог – детки из малообеспеченных семей даже при большом желании не могут заняться спортом. Хорошо, если придумают и смастерят себе спортивный инвентарь сами, а ведь чаще всего просто попадают в дурные компании. А что касается травматичности нашего вида спорта – так он будет на тридцатых местах в списке. Самыми опасными считаются игровые виды спорта, такие как, например, футбол или хоккей. А у нас за последний год одна травма – парень на соревновании сломал большой палец на руке. Десятого ноября планируется соревнование по мотокроссу, посвященный Дню молодежи. Приглашены спортсмены из Казахстана, они всегда к нам приезжают, как и мы к ним. Также ожидаем спортсменов из Узбекистана и России. Так что приезжайте, посмотрите и убедитесь сами – все не так страшно, как кажется.
– Ну и напоследок, что вы пожелаете нашим читательницам?
– Наболело. Девушки, дорогие, ведите себя прилично на дорогах, пожалуйста. А то картина маслом: молодая девица за рулем, через двойную сплошную, потом по «встречке», еще и наорет на тебя, если замечания сделаешь. Еще хотелось бы пожелать девушкам хоть немного интересоваться собственным автомобилем. Раньше в автошколах давался минимум по техобслуживанию – устройство автомобиля, распространенные неисправности, способы их устранения. «Отдам ключик в сервис и всё» – неправильная позиция. Элементарные знания должны быть в любом случае. Изучайте свой автомобиль и удачи на дорогах!
А знаете ли вы, что…
- Права на категорию «А» в Европе сдаются в несколько этапов. Сначала водитель ездит год на малой кубатуре, а потом сдает экзамен на мотоцикле с бОльшим объемом, а через год-два активного пользования транспортом, сдает финальные этапы;
- Популярные в нашем городе спорт-байки изначально создавались для спортивных трасс типа Формулы-1 и Moto GP
Текст: Яна Кулишова
Фото: Андрей Костикин