28.03.2017
Life / Психология

Cherchez La Femme: о браке, нереализованных мечтах и утраченных иллюзиях

Не думайте, что эта статья написана рукой ярой феминистки. Это мнение современной бишкекчанки об институте брака, о подходящем возрасте для создания семьи, о нереализованных мечтах и утраченных иллюзиях.


Материал из выпуска №20 (2012)


Как говорил Шекспир – сила женщины в ее слабости. Гендерные исследования, защита прав женщин, феминистские лозунги, отстаивание интересов слабого пола сегодня стали популярными топиками настолько, что порою создается впечатление спекулированности и гипертрофированности этой проблемы. У нас в Кыргызстане даже специально ввели законодательную норму на то, чтобы в партийных списках партий, идущих на выборы, каждым четвертым в списке обязательно должна быть женщина для квотированного представительства во власти. Между тем, позитивная дискриминация по отношению к женщинам не всегда способствует повышению эффективности самой политики, потому как в политике необходимо забыть про первичные половые признаки, а наоборот, уравнять всех на принципах профессионализма. Как правило, в школе и университете успеваемость женского пола выше, а вот политической деятельностью занимаются почему-то в основном мужчины. Может, в этом факте кроется одна из причин почему политика является неэффективной, а люди не с очень высокими интеллектуальными способностями занимаются политиканством.


Но если во власти нет женщин, это еще не значит, что их интересы ущемляются, а мнение не учитывается, особенно в нашем кыргызстанском социуме, где исторически женщины и мужчины обладали равными правами в силу кочевого образа жизни и более того, как показано в кинофильме «Боз Салкын», некоторые женщины, наоборот, вполне способны быть домашними тиранами. Жены, матери, любовницы, дочери и сестры лиц, принимающих решения, всегда оказывали серьезное влияние на политику, начиная от кадровых перестановок до ходатайств по решению личных вопросов. Мудрой у нас считается та женщина, которая заранее обработает мужа дома, а публично будет поддакивать, будто бы он сам принял то или иное решение и утверждать, что он – хозяин дома. А если он при друзьях или среди родственников пару раз на нее зыркнет и она стерпит – это и есть рецепт благополучной жизни. Мужчина удовлетворен и состоялся в глазах общественности, а жена продемонстрировала свою восточную покорность и смирение.


"Как правило, в школе и университете успеваемость женского пола выше, а вот политической деятельностью занимаются почему-то в основном мужчины"


Французы говорят Cherchez la femme, т.е. ищите женщину, которая служит причиной как великих, так и малых достижений и провалов мужчин. За любыми великими событиями в истории можно найти «женский след». Из-за женщин умирали и покоряли вершины, объявляли войны и истребляли людей, делали географические открытия и называли их именами не только звезды на небе, места на земле, но и природные стихии как ураганы, ветры и т.д.


В современном мире в обществе, в котором преимущественно доминирует женское воспитание и окружение (начиная от мамы, воспитательницы в детском садике, первой учительницы в школе, преподавательницы в университете, врача и заканчивая женой), действительно, женский отпечаток можно найти везде. Однако существует и определенный недостаток в таком положении дел. Не удивительно, что мужчины становятся женоподобными, изнеженными и не способными совершать рыцарские поступки ради женщин, а все чаще феминизируются – ходят в салоны за маникюром или педикюром, депиляцией, подтяжкой лица, подводят глаза и пользуются тональными кремами. Ухоженный мужчина – это подарок для женщины. Кто не мечтал проснуться рядом с мужем, только что побрившимся? Однако в салонах Бишкека, придя на ежемесячную плановую стрижку, видишь все больше мужчин у своей маникюрши, у которой ты была 1,5 месяца назад, и невольно задумываешься: не становлюсь ли я мужеподобной, а они все женственнее? Современные мужчины перестали охотиться, хвастаться своими доспехами и завоеваниями, в то время как некоторые женщины в силу жизненных обстоятельств перековались в мужеподобных, агрессивно добивающихся поставленных целей, расчетливых, с рациональным типом мышления и самодостаточных. Но при этом любая женщина вне зависимости от возраста, этнического происхождения, образования и места проживания желает одного – чтобы ее завоевали настоящим мужским поступком. Но что есть поступок – вопрос индивидуальный и как раз зависит от выше обозначенных факторов. Может быть, женщины сами виноваты в том, что нет достаточно сильных мужчин, способных покорить их ум, душу и тело, что вовсе не означает, что женщинам надо остановиться в своем развитии и «подождать» мужчин или деградировать до их уровня, а то и совсем бросить процесс самосовершенствования и оставаться в четырех стенах. Напротив, необходимо стимулировать мужчин на поступки и подвиги.


"Получается, у всех девушек одна задача – выйти замуж, а у замужних – удержать мужа"


Несколько лет назад Владимир Познер, посетив Бишкек, сказал, что девушки у нас необычайной красоты, а вот мужчины – никакие. Трудно с ним не согласиться. По большому счету, в общей массе мужчины в Бишкеке, за исключением единиц, самовлюбленны и с завышенными экспектациями к женскому полу. Леди может быть с двумя высшими образованиями, в прекрасной форме, красива и ухожена, зато рядом будет находиться ничего из себя не представляющий мужчина, при этом формирующий у нее комплексы по поводу поведения, запросов в жизни, манер и называть ее пафосной, гламурной и т.д. Может быть, просто девушки стали более успешными в жизни, что мужчинам сложно им соответствовать или быть выше них?


Многие блистательные бишкекчанки, выйдя замуж, становятся достаточно замкнутыми и пассивными в жизни, и все потому, что они должны изображать перед подругами, родителями, родственниками и соседями, что очень счастливы в браке и скрывать, что практически тянут все на себе – от зарабатывания денег и заканчивая домашними делами и воспитанием детей. При этом муж может приносить в семью меньше, чем она, но иметь право попрекать ее этим, развивать у нее чувство вины необоснованным утверждением, что это именно она делает его несчастным. Действительно, женщины первыми бросились в огонь и воду, первыми начали покорять просторы России и Казахстана в качестве мигрантов в 90-е гг., таскать баулы и клетчатые сумки по Ошскому базару и Дордою, пока мужья приходили в себя в эпоху экономического кризиса. Семейное насилие, в данном контексте понимаемое как избиение жен мужьями или сожителями, также долгое время может храниться в тайне от родственников и соседей, пока не поползут слухи. Тем не менее, процесс создания семей продолжается, и что ни девушка, то мечтает поскорее выйти замуж. Отсюда резонный вопрос – почему все так торопятся «в новую жизнь»?


В объяснение можно выделить два фактора – социетальный и субъективный. Социетальный фактор – когда окружение и социум способствуют созданию браков. Так, в нашем социуме в порядке вещей задать интимный вопрос относительно семейного статуса любой малознакомой молодой особе. Практически все начинают активно интересоваться личной жизнью, что толкает девушек на мысль, что, действительно, оказывается пора, и уже под натиском всех домашних и теток они решают быстрее выскочить замуж. А уж любой праздник или день рождения превращается в бесконечные пожелания скорейшего замужества. Можно счесть все это за дискриминацию незамужних девушек, и тогда приходит понимание, что героини «Секса в Большом городе» дружат против всех замужних и пытаются таким способом обособиться в нью-йоркской суете, что хорошо знакомо многим незамужним бишкекчанкам. Другой фактор – субъективный – как сознательный, так и неосознанный поступок замужества. Чаще всего девушки и молодые парни вступают в брак еще будучи психологически не зрелыми для создания быта, заведения детей и, самое главное, – для ответственности. При этом, мало того, что девушка обязана быть целомудренной, а вследствие и неопытной в постели, еще и должна исхитриться удержать мужа, нередко стремящегося найти другую пассию. Зачастую эти женщины смотрят на всех незамужних как на потенциальных конкуренток и начинают циклиться на своем благоверном. Получается, у всех девушек одна задача – выйти замуж, а у замужних – удержать мужа. При этом, если муж гуляет или изменяет, они все прощают, лишь бы «милый был бы рядом», а разводиться – равнозначно тому, чтобы пойти против всех, но это тема для другого разговора.


"Чтобы в итоге не стать маразматичкой, надо постараться еще в юные годы понять, что навязано обществом, а что является твоим душевным порывом, и следовать своему пути"


Лишь бы жениться или выйти замуж вынуждает, прежде всего, близкое окружение. Хотя по большому счету, когда оно (окружение) начинает учить, что мужчины такие, всегда гуляют, что нужно им всегда уступать и т.д., перспектива жизни в браке скорее отпугивает, чем привлекает. И еще один важный момент. Может быть, всем нам пора прийти к пониманию некорректности вопроса о семейном статусе, особенно при первой встрече? Не секрет, что холостые мужчины также испытывают дискомфорт при разговорах о семейной жизни в кампании женатых, но при этом нередко готовых сходить «налево» друзей. И практически все женатые или замужние рассказывают о своих проблемах, выслушав которые, чувствуешь себя счастливой, предоставленной самой себе, и невольно возникает мысль «ой, и хорошо, что я еще не замужем!», а конфетно-букетный период с любимым человеком пусть продолжается, и даже боишься нарушить эту гармонию замужества.


За последние годы количество разводов в Кыргызстане по различным оценкам увеличилось в два раза. Разводятся преимущественно молодые семьи, которые еще недавно справили свадьбу на весь мир, бросили пыль в глаза собравшимся, сидели за свадебным столом как куклы и кланялись бесконечно. В итоге, в конце сумасшедшего дня сами остались голодными и усталыми, а ведь впереди еще брачная ночь, перед которой предстоит подсчитать сколько собрали денег, ведь уже завтра придется возвращать долги. Той – это все. Без последней копейки останутся, но надо же справить как у всех – мы бедные, но гордые, что мы, хуже Асановых или Бакировых? Невеста с «башней» на голове, акриловыми ногтями, накрашенная как дешевая тайская проститутка, с заурядным платьем собирает комплименты и пожелания, а жених в костюме с Дордоя, калпаком на голове и непонятным галстуком, все боится нарушить что-то и не может никак расслабиться, вытирая вспотевшее лицо уже мокрой салфеткой. В какой-то момент даже становится жалко брачующихся. A родственники еще должны все записать на мемори: кто что принес, кому в какой пакет что положить вдобавок к устукану и это все превращается в большую суету. Еще ужаснее, когда начинается свадебный аукцион (базар) – продажа торта, свадебных аксессуаров и все стремятся опять-таки не упасть в грязь лицом – чьи родственники окажутся побогаче и покруче. Развлекается только тамада, попавший на чужую свадьбу с единственной целью – заработать, и уже который раз проводящий всем известные игры и научившийся смайлу по американски: служебная улыбка, напоминающая не улыбку, а скорее оскал. Увы, но большинство свадебных торжеств в Бишкеке одинаковые та же суета и показушность, мало искреннего веселья и радости. В некоторых случаях хорошо, если никто не узнает о беременности невесты, а потом родственники сочинят миф о выкидыше или преждевременных родах, но сейчас главное – сыграть свадьбу без шума. Все будут судить по количеству опустошенных стаканов и зарезанной скотины. Дворец бракосочетания на фотографиях получается какой-то мрачный, а лицо невесты сильно контрастирует с ее шеей, ее букет непонятно где растерялся, а гости как солдаты выстроились в ряд, не улыбаясь. Это еще советская традиция: на фотографиях все должны быть серьезны и с умным лицом, то есть улыбаться и дурачиться – это плохой тон. На фоне этого однообразия наших свадеб, дунганские свадьбы кажутся куда более затейливыми и интересными.


Читайте также: "Социальный портрет многоженства в Кыргызстане"


По неписанным правилам молодоженам запрещено излишне радоваться главному событию в жизни. Но кому ты скажешь, что на собственной свадьбе хочется зажечь как следует, улыбаться и радоваться, целоваться взасос от души, танцевать и петь громче всех. Увы и ах, но игра продолжается, и роль невестки, смущающейся и милой, должна быть сыграна до конца. А потом, через годы будут говорить «Кыз кезинде жакшы, тажаал аял кайдан чыгат». Может быть, женщина просто устает всю жизнь изображать из себя лучшую невестку и хозяйку-жену? Просто, в какой то момент ураган накопившегося стресса выливается наружу и все также искренне удивляются: как она, мол, изменилась. А может, она просто устала изображать из себя робота, она же тоже человек, а значит, имеет право выпустить пар. В случае развода еще будут попрекать приданым и всеми расходами на свадьбу, говорить о том, что скажут соседи, родственники и т.д. И только тогда понимаешь, что, оказывается, все эгоисты и прежде всего думают о себе, а понять тебя и успокоить никто не стремится, наоборот, ты должна ходить и объяснять причины своего развода.


Поэтому крайне необходимо с кем-то поделиться, чтобы не копить в себе злость и обиду. Лучше выплакаться, накричать или разбить тарелку, чем стать рабом своей душевной агрессии. Чтобы в итоге не стать маразматичкой, надо постараться еще в юные годы понять, что навязано обществом, а что является твоим душевным порывом, и следовать своему пути. Нельзя изменять себе и обманывать себя – нужно поступать согласно своему внутреннему Я.


Необходимо эмоционально быстрее взрослеть, чтобы понять, что нужно совершить все, к чему ты стремилась – попутешествовать, посмотреть мир, пожить в свое удовольствие, прежде чем осознанно создать устойчивый брак со своим единственным человеком. Очень часто после первого и второго ребенка женщина начинает осознавать свою деградацию, неухоженность, рутинность быта, потерянность, и начинает судорожно отыгрываться на своих детях и навязывать им свои комплексы и несбывшиеся мечты … и так всю жизнь.


Возможно, в юном возрасте мы слышим разные грустные истории и считаем, что с нами будет все по-другому, как в сказке с happy end. Но, увы, со свадьбы семейная жизнь только начинается, и в какой-то момент начинаешь понимать какая жизнь сложная штука, и бури и ветра нередкие в ней явления. Но все будут говорить: и мы через это проходили, и ты пройдешь, а что ты думала, жизнь – это малина? Ах, да, это тоже из наивных добрых советских сказок, что только до свадьбы испытания, а после – райская жизнь. А жизнь оказывается, уже прожита, ты хотела выучить итальянский в юные годы и посмотреть Колизей, но потом как-то все завертелось и закружилось, и было все некогда, а Италия осталась только в мечтах, но эти грезы обязательно будут навязаны детям.


Читайте также: "Моя большая азиатская свадьба"


Создание семьи от 27 лет, пожалуй, самый оптимальный возраст как для мужчин, так и для женщин, особенно в наше время, когда партнерам необходимо состояться в жизни и осознать свои жизненные приоритеты. Как утверждают психологи, именно в поздних браках мужчины не изменяют своим женам, потому что дорожат семейными отношениями больше, чем в 20 лет, когда хочется попробовать разных женщин. Вступающие в брак в этот возрастной период более способны к компромиссу и открытому обсуждению проблем и работе над своими ошибками, экономически, психологически и в социальном отношении имеют более устойчивое положение. Такие союзы держатся на собственной модели семьи, которая является для них предпочтительной, а главное, оба партнера эмоционально созрели для решения такого важного вопроса в жизни как рождение ребенка.


P.S.: Характер – это судьба человека. А характер женщины – погода в доме и атмосфера в стране…

Автор: Алина Алиева

Фотографии: Азат Султанов