Экспромтом на юг: бирюзовое сияние желтой чаши

Стыд мне и позор! За все время, что живу в этой стране, а живу я в этой стране с самого рождения, я была только в Кара-Балте и на Иссык-Куле. Со всего мира к нам стекаются туристы, чтобы забраться на вершины, посетить заповедники, исследовать таящие в себе массу загадок пещеры, добраться до сокрытых неприступными горами озер, а я о красотах своей страны знаю только по телевизионным заставкам между телепередачами…
Материал из архива журнала №16 (2012)
Взлет разрешаю
– Поедешь?
– Куда?
– На Сары-Челек.
– Когда?! Во сколько?
– Часа через три.
– Ты с ума сошел?!...
***
… И вот, в ночь, строго на юг, в абсолютную для меня неизвестность. Переполненная тревогами и волнениями в связи с возможными обрывами, камнепадами и селями, я опускаюсь на переднее пассажирское. Тем временем наш «командир экипажа» укладывает увесистые саквояжи. В тот многообещающий вечер багажник нашего «лайнера» проглотил четыре спальных мешка, рюкзак, две спортивные сумки, в которых были наспех утрамбованы 0,00001% женского гардероба (кстати, зачем?), моя гитара и масса трещащих по швам пакетов с продуктами из столичных супермаркетов.
Позже часть продуктов мы переместили из багажника в салон по причине внезапно освободившегося места – с нами не поехал еще один член нашей импровизированной экспедиции. Не отпустили с работы. Хотя чего мы только не придумывали, чтобы вывезти нашего товарища за пределы трудовых будней, даже в шутку начали планировать похищение…
Фото: Виктор Полынский
Нулевая видимость
Наш старенький Мерседес все медленнее забирался наверх, километр за километром, покоряя сначала грозный Тёё-Ашуу, а потом и величественный Ала-Бель. И, то ли возрастающая высота над уровнем моря, то ли хмельной воздух, то ли банальные три часа ночи стали оказывать свое седативное действие. Жутко захотелось спать, но я отчаянно боролась со сном.
– Ты чего не спишь? – спросил меня наш первый и единственный пилот.
– Не буду!
– Почему?
– Я люблю дорогу! Я буду смотреть!
– Так ночь же, ничего не видно!
– Все равно не буду! Я бы вот так без остановки ехала и ехала…
Кстати, мне всегда было интересно, откуда берется это магическое ощущение ночной дороги? Порой днем можно проехать мимо какого-нибудь живописного места совершенно спокойно, без бури эмоций, а ночью банальные указатели с названиями речушек и перевалов так будоражат и вызывают томительное ожидание неизвестного. А какая романтика остановиться на поздний ужин в горном придорожном кафе из пластика и брезента, где не ловят телефоны и радиоприемники и где откуда-то из пустоты, сквозь шипение старого кассетного магнитофона доносится до боли знакомая Midnight lady в исполнении Криса Нормана. И шашлык становится в разы вкуснее здесь при свете свечи в донышке от жестяной «Баварии» среди ночной болтовни сверчков...
Мы едем дальше в темноту. В зоне «нулевой видимости» невольно начинает разыгрываться воображение и, подкрадываясь незаметно, разум похищают мечты. В завораживающем звездном небе теряется усталость, в терпком запахе лекарственных трав растворяются повседневные заботы, а сквозь властный рокот горных рек становится не слышно голоса тревог и волнений. Свобода и безмятежность в каждом вздохе…
Фото: Виктор Полынский
На снижение
Рассвет коснулся нас на Токтогуле и с того момента мой крошечный фотоаппарат стал работать на износ. Особенно он начал изрядно задыхаться перед Таш-Кумыром, когда я стала снимать невероятную по своей красоте реку Нарын. Чем дальше, тем красивее. Менялись ландшафты, по-новому переливались краски, менялось настроение природы в целом. А ведь это только маленькая часть юга моей страны. Сколько всего я еще здесь не вижу и не знаю.
В определенный момент дорога мне начала казаться бесконечной. Порядком утомившись, я перестала щелкать фотоаппаратом и не на шутку заволновалась. Может мы заблудились? Все, у кого мы спрашиваем, сколько осталось до места, в один голос говорят, что совсем чуть-чуть. Только это чуть-чуть длилось невероятно долго. Однако, несмотря на усиливающуюся с каждой минутой усталость, я чувствовала себя счастливой. Может потому, что в глубине души я хронический оптимист, а может потому, что невероятно сильно устала от города. Поэтому неудивительно, что я с восторгом смотрела на пестрых диких куриц и на поджарых, грациозных диких лошадей.
Одиннадцать часов изнурительной дороги того стоили. Я стою перед озером и не могу прийти в себя – красота…
Фото: Виктор Полынский
Другое измерение
Надо сказать, что я очень люблю отдыхать с комфортом. Для меня очень большое значение имеет удобный номер с душем и горячей водой. Думаю, многие женщины меня поймут. Однако, здесь я была абсолютно счастлива, хотя вместо санатория на берегу раскинулся наш палаточный лагерь, вместо изысканной кухни – ароматная трапеза, приготовленная на огне сильными мужскими руками, а вместо полюбившихся хитов радиостанций – песни под гитару у костра по вечерам. Кстати, водопровода по понятным причинам там тоже нет, и поэтому за водой мы ходили на лодке на середину озера. Вода здесь пресная и вкусная. Она так прозрачна, что как на ладони видны и разноцветные камешки на дне и снующие в ней пугливые рыбки.
Для наблюдения за красотами я выбрала большой камень, которого нежно касалось чудо-озеро. С высоты камня было очень удобно любоваться доселе незнакомыми мне красками чужого юга, который за несколько часов стал своим. Хотя где-то далеко в душе звучало эхо сомнения и неверия: неужели это сокровище находится в моей стране? Неужели я все еще в Кыргызстане?
У полюбившегося мне камня происходила одна очень интересная вещь. У его подножия кружилось в чарующем танце огромное количество белых и синих бабочек. Я подошла ближе, чтобы сфотографировать эту красоту. Бабочки не испугались, а почему-то легли у моих ног. Точнее мне на ноги. Забавно. Мои кроссовки на мгновение превратились в цветные. Но стоило мне нацелиться, чтобы сфотографировать, бабочки бело-синим облаком поднимались вверх. В такой своеобразной фотоохоте я провела почти весь день, и только ближе к ночи, почувствовав призывный аромат пищи в казанке, направилась к костру.
После шумного ужина мы плотнее сели у костра и под мурлыканье гитары стали рассказываться одна другой интереснее походные истории. Как в далеком детстве вспомнились страшные сказки и забавные небылицы. Запах костра успокаивал и сладко убаюкивал, вызывая какое-то доселе неведомое чувство тепла и защищенности. Создавалось впечатление, что сама природа поет нам колыбельную.
Фото: Виктор Полынский
Здравствуй, ночь…
Через некоторое время мы разбрелись по нашим палаткам. Это был мой первый опыт ночевки на земле, точнее сказать, на каремате, с которого я успешно сползла к утру, отчего у меня жутко заболела спина. Поэтому, дорогая путешественница, дабы не отморозить почки, рекомендую тебе не ставить палатку на склоне и потеплее одеваться.
Следующим приключением для меня было выбраться из палатки. Спросонья я приняла форточку за дверь и тщетно пыталась через нее вылезти, чем изрядно насмешила всех, кто проснулся от создаваемого мною утреннего шума. С трудом выйдя на свет, я полной грудью вдохнула пьянящий воздух. Такого воздуха не бывает в городе. Это ни с чем несравнимое ощущение чистоты и свободы. Кажется, еще вдох, и ты поднимешься над землей и коснешься рукой голубого шелка утреннего горного неба…
Однако не переставала приковывать к себе мерцающая гладь озера. Невероятно трепетное зрелище – играющий всеми радуги Сары-Челек в объятиях изумрудной зелени.
Здесь очень спокойно. И это вероятно от того, что Сары-Челек не пользуется у нас популярностью из-за своего расположения. Добраться до этой красоты действительно очень тяжело.
Из семи озер Сары-Челек наша команда увидела только два, посетить остальные пять не хватило сил и времени – в нашем распоряжении был только уикенд. Брать полноценный отпуск мы не рискнули, так как толком не знали, куда едем, и очень боялись, что нам там не понравится.
Сейчас же я сижу на камне, смотрю на невероятной красоты закат, и понимаю, что вернусь сюда еще не раз. И я расскажу всем о том, как таинственная бирюза Желтый Чаши навсегда покорила мое сердце.
Фото: Виктор Полынский
На заметку
Я предпочитала статичное созерцание, а некоторые из «наших» решились на конные прогулки, ввиду того, что к некоторым красотам Сары-Челека на машине уже не добраться.
Обязательно с собой иметь теплые вещи, так как по вечерам и ночью в условиях высокогорья даже летом бывает холодно.
На территории заповедника есть замечательный музей, в котором можно узнать много интересного
Для желающих остановиться надолго есть маленькие гостиничные домики.
Запрещена рыбалка и охота, за порядком в заповеднике следит строгий егерь.
Косметичка размером с чемодан почему-то не пригодилась.
Автор: Яна Кулишова
Фотографии: Виктор Полынский