16.12.2016
Relax / Путешествия

Туркестан – путешествие по святым местам

Побывать в Туркестане я хотела давно. Очень часто кыргызстанцы едут именно в этот город, чтобы поклониться святым местам. Наш маршрут начался глубоко ночью. Благополучно перейдя границу в Чалдоваре, наша группа из 14 человек направилась к памятнику 12 века Айша-биби, что в 18 км от Тараза.


На пути к святыне


О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по умершей девушке, Карахан воздвиг мавзолейсказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун.



Эти два мазара стоят параллельно и каждый день паломники приходят, чтобы поклониться. Кто-то просит детей, кто-то счастья, кто-то благополучия. Архитектурные сооружения очень напоминают наши караханидские мавзолеи в Узгене и Мавзолей Манаса в Таласе.



Основание мавзолея – кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В орнаментации плиток имеется более 60 разновидностей узоров.



Помолившись и посидев возле мазара пару часов, мы поехали в Шымкентский зоопарк. Признаюсь, в зоопарке была впервые, и первое впечатление было не очень, так как непонятно, зачем держать за несколькими клетками таких красивых животных. Хотя их разнообразие в зоопарке впечатляет: здесь львы, жираф, тигры, медведи, бегемот, зебры и полный спектр разновидностей рептилий.


Помолившись и посидев возле мазара пару часов, мы поехали в Шымкентский зоопарк. Признаюсь, в зоопарке была впервые, и первое впечатление было не очень, так как непонятно, зачем держать за несколькими клетками таких красивых животных. Хотя их разнообразие в зоопарке впечатляет: здесь львы, жираф, тигры, медведи, бегемот, зебры и полный спектр разновидностей рептилий.



Ночь мы должны были провести в гостинице вблизи мавзолея Арыстан-Баба, это заняло около четырех часов езды от Шымкента. Здесь, на открытом пространстве, где вокруг одни степи, расположена святыня Арыстан-Баба, учителя Ходжы Ахмеда Яссауи. Согласно преданиям, Тамерлан распорядился построить мечеть над могилой Ходжы Ахмеда Яссауи, однако все попытки терпели неудачу. Во сне к нему явился святой и сказал, что нужно построить мавзолей над могилой Арыстан-Баба, что и было сделано. И теперь паломники сначала идут к мавзолею Арыстан-Баба и потом в Туркестан. Мавзолей расположен в 150 километрах от Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 годамавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.


Так что наша группа ехала по всем правилам паломничества. Предания называют Арыстан-Баба духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссауи и сподвижником Мухаммада. Перед тем как идти к мавзолею, мы побывали в очень красивой современной мечети. Здесь очень тихо и умиротворенно. У входа к мавзолею можно также увидеть колодец, воду из которого также паломники забирают с собой или пьют как святую.




Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи – памятник ЮНЕСКО


Ближе к полудню мы продолжили путь в Туркестан и очень долго ехали по бескрайним степям. Приближаясь к городу, мы увидели верблюдов, которые мирно паслись в окрестностях. И вот мы в Туркестане, остановились в центре, в небольшой гостинице, откуда до мавзолея было рукой подать.


Музей при мавзолее запомнился кувшинами, как будто из сказки про Али-Бабу. Великолепные кумганы, глиняные тарелки, посуда отчетливо повествовали о времени, в котором они использовались. Здание музея сейчас реставрируют, ему уже около 100 лет.


Именно благодаря мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, включенному в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, древний город Туркестан с более чем 1,5-тысячелетней историей, в прошлом слывший духовно политическим центром тюркоязычных народов и ставший первой столицей казахских ханов, стал известен во всем мире.


Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи был воздвигнут по приказу великого эмира Тимура, известного в истории как Тамерлан, на могиле святого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи в период с 1385 по 1405 год. Почитавшийся великим учителем тюркских народов поэт, философ, суфист и проповедник жил в этом городе, тогда называвшемся Яссы (отсюда добавление к его имени, означающее «из Яссы»). Здесь он занимался проповеднической деятельностью и основал суфийский орден «Яссауи». Призывая к суфистским идеям аскетизма, отречения от земного мира и терпения, Ахмед Яссауи сам твердо следовал им и жил в бедности, чем заслужил высокий нравственный авторитет среди своих современников. В 63-летнем возрасте он вырыл землянку и стал жить в ней. Объяснил он это так: достигнув возраста пророка, нет необходимости жить сверх срока, отведенного им. Говорят, что в подземелье он прожил столько же, сколько на земле, и умер глубоким старцем. После смерти его имя было окружено легендами, а сама могила, над которой был сооружен мазар, стала святым местом, вокруг возник целый ряд построек, связанных с культом Ходжи. Мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведен в эпоху тимуридов. Мемориал, ставший местом паломничества еще в ХII веке, сегодня одна из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемый храм Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи почитается почти так же, как и пророк Мухаммед, что отразилось в поговорке: «В Медине – Мухаммед, в Туркестане – Ходжи Ахмед».



Его бессмертное произведение - «Дивани хикмет» («Книга мудрости») - написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века).


Некоторые историки считают, что Тамерлан принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал, где до сих пор торчат деревянные балки с того времени.


Мавзолей состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана: мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы, библиотека и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная, столовая, жилые и другие помещения. Экскурсовод начала тур по мавзолею с огромной чаши – «тай казан» одной из главных достопримечательностей. Туркестанский казан – самая большая во всем восточном мусульманском мире чаша. Его диаметр 2,2 м., вес 2 т. Как гласит легенда, отлит казан из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота. В древние времена из нее давали кашу для паломников. Чаша экспонировалась в Ленинграде в Эрмитаже, в 1988 году тай казан был возвращен в мавзолей. Помещение, где находится тай казан, называется «казандык». Здесь также установлены светильники, два таких же хранятся в Лувре и Эрмитаже.



Кроме мавзолея нас провели в средневековую баню и подземную мечеть. В бане все уже отреставрировано, но есть кусочек плитки на полу с того времени, постояв на котором можно загадать желание. А в подземной мечети есть небольшой вход, куда Яссауи ушел, после того как ему исполнилось 63 года.


Вокруг центрального зала расположено более 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой. Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Архитектура мавзолея напоминает большие мавзолеи в Самарканде. Неудивительно, при сооружении этого здания зодчие применяли новаторские архитектурные и строительные решения, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи. Мавзолей был позже резиденцией казахских ханов.


Когда приходишь в такие места, хочется просто посидеть в тишине, помолиться и побыть с собой наедине. Здесь как будто время останавливается.



Святой источник Укаш-Ата


Наутро мы решили также посетить мечеть Укаш-Ата и испить воды из святого колодца, который существует аж с VII века. Согласно преданиям, Укаш-Ата был очень сильным человеком и проповедовал ислам в этих краях. Однако его враги решили с ним расправиться и во время чтения намаза отрубили ему голову. Голова воина покатилась не вниз, а вверх по горе и пропала в глубоком 25-метровом разломе, на дне которого бежал ручей. С тех пор возник на этом месте священный колодец.



Сейчас он находится в 1,5 км от мечети. Здесь, над колодцем, построили помещение в виде юрты, где есть свой служитель. Он, конечно, не очень приветлив, но дает возможность каждому желающему попробовать набрать воды из колодца. Здесь же оставляют деньги как пожертвование. У тебя есть три попытки, если и после них колодец не «дает» воды – ты уходишь ни с чем. Опускаемое ведро часто бьется о выступы стен, и вода из него расплескивается. Если же кому-то удается достать из глубины чудодейственную влагу, это считается знаком особого расположения высших сил. Моя попытка удалась со второго раза, и я получила свой ковш воды. Другим из нашей группы повезло больше, кто-то сразу литр вытащил, кто-то с третьего раза целое ведро.



Только в Центральной Азии может быть такое разнообразие легенд, сказаний и притч, смешение религиозного и традиционного, что, в конечном итоге, только ваш выбор верить увиденному или нет. Но несомненно то, что прикоснувшись к истории и древности, вы станете чуточку ближе и бережнее относиться к настоящему. И оказалось, не обязательно ехать далеко, чтобы прикоснуться к памятникам древности, можно просто начать с соседней страны. Да и стоит по современным меркам недорого, в итоге поездка обошлась всего примерно в 6000 сомов.


Примерные расходы на поездку, согласно объявлению «Союза пешеходного туризма»:


Стоимость размещения в гостинице 2 ночи 1900 сомов с человека, без питания.


Расходы на питание ориентировочно 2000-2200 сомов, это включает 2 завтрака, 3 обеда, 2 ужина.


Стоимость транспорта и организационных затрат (консультации) 2700 сомов / чел.


Стоимость билета в зоопарк, услуги экскурсовода в мавзолее и другие непредвиденные расходы примерно 1000 сомов.

Автор: Тынымгуль Эшиева