Анара Абдулина: «Победы моих учеников мотивируют меня трудиться еще больше!»

Огромное старое черное пианино громыхало по подъезду. С десяток бравых парней в форме несли мечту по имени «Беларусь» навстречу своей маленькой хозяйке на восьмом этаже, которая нетерпеливо ждала прикосновения к своему первому инструменту. Это был день, когда жизнь 6-летней малышки Анары переменилась раз и навсегда. Она стала маленькой пианисткой…
– С самых моих первых шагов в музыке мне посчастливилось учиться у ведущих музыкантов нашей страны! Моя первая учительница, моя наставница – самая лучшая пианистка и педагог нашей страны, заслуженная артистка Кыргызской Республики, профессор Нарынбаева Зайтуна Азизовна. Несмотря на такие громкие звания, это человек удивительной скромности и бесконечной доброты! Она привила мне любовь к музыке, она показала мне волшебный музыкальный мир, первые концерты, первые большие сцены, и в дальнейшем, все мои серьёзные конкурсы, концерты с оркестром – это все благодаря ей. Начала я своё обучение с Президентской Детской Академии «Алтын Шаты», куда поступила в 6 лет. Школа, можно сказать, экспериментальная, открыла ее профессор, народная артистка КР Полина Цокуренко. Полина Абрамовна воистину прирожденный оратор! Ее невероятно интересные рассказы на уроках музыкальной филармонии буквально рисовали в нашем воображении захватывающие истории о величайших композиторах и их шедеврах! Безусловно, именно она повлияла на наше мировоззрение и эстетический вкус. Это тот человек, с которым мне выпала большая честь жить и трудиться в одно время, служить единому – музыке.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; комбинезон: Anika Kerimova / Шоурум «Модный Дом»; серьги: South Tribes / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: ресторан Mario. Фото: Александра Нарижных
– Расскажите нашим читателям, которые не близко знакомы с миром классического искусства, о вашем творчестве и достижениях. Как вы пришли к этой профессии?
– Начну с самого начала. За каждым успешным музыкантом стоит колоссальный труд их родителей! Моя мама с самого детства мечтала стать пианисткой. Но, увы, ее мечте не дано было сбыться. Когда я немного подросла, первым делом мама отвела меня в музыкальную школу. Можно сказать, она отдала свои лучшие годы, когда люди строят карьеру, на развитие моих музыкальных навыков. Изо дня в день она посещала со мной все занятия, а уже дома исправно следила за исполнением всех требований. Моя мама всегда меня поддерживала, верила в меня как никто другой. В переломные моменты умела вдохновить, найти правильные слова. Благодаря маме и отцу, который долгое время работал на «чужбине», чтобы мы могли позволить себе эти занятия, я имею лучшую профессию в мире!
У музыканта красивая жизнь, я с самого детства выступала на лучших сценах страны, знакомилась с музыкантами со всех уголков нашей планеты! В школьные годы мне посчастливилось попасть в группу одарённых детей, которых поддерживал фонд «Мээрим». В то время на Иссык-Куле ежегодно проходил музыкальный фестиваль «Юные Таланты», куда съезжались молодые музыканты со всего мира. Каждое лето нас возили на этот фестиваль, где мы давали совместные концерты. Это было незабываемое время творческих событий, ярких выступлений, общения и обмена опыта на международном уровне!
Говоря кратко о моих достижениях: я лауреат республиканских и международных конкурсов, выступала на сценах Польши, Франции, России, Турции, Швейцарии, Казахстана. В студенческие годы три раза становилась стипендиаткой Президентской образовательной программы «Кадры XXI века» – «Прелюдия» и «Алтын Шаты».
В последнее время у меня довольно неплохо складывается карьера преподавателя, которая приносит мне невероятное удовольствие! Последние четыре года мои ученики занимают первые места и Гран-При на республиканских и международных конкурсах. Это непередаваемое чувство, когда ты получаешь плоды своих трудов! Победы моих учеников мотивируют меня трудиться еще больше.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; платье: Glory / Шоурум «Модный Дом»; брошь: Жанна Ламанова / Шоурум «Модный Дом» (modniydom_kg). Место съемок: Академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева. Фото: Александра Нарижных
– Давайте снова вернемся в ваши детские годы. Были ли композиторы, которых вы ждали с особым нетерпением? Помните, это школьное: «Подожди, химия будет в восьмом классе». У вас было ваше личное: «Подожди, Шопен будет в пятом классе»?
– Очень хороший вопрос! Уроки музыкальной литературы в начальных классах знакомили нас с произведениями великих композиторов таких как Бах, Бетховен, Моцарт. Мы слушали их произведения в лучших исполнениях великих музыкантов и лучших оркестров. Невозможно было не влюбиться в эти шедевры классической музыки! И да, для меня Шопен был мечтой, и мое первое произведение «Экспромт-фантазия», которое я не раз имела честь исполнять на концертах, стало для меня моей первой маленькой победой!
– Как реагировали окружающие на ваше увлечение музыкой?
– Мне всегда было легко учиться в общеобразовательной школе. Учителя оставались под большим впечатлением после моих выступлений и часто поддерживали на экзаменах. Эдакий бонус за творчество (смеется)! Ровесники, бывало, спрашивали: «Что вы так долго изучаете?! Видимо, сначала то, что с наружи пианино, а потом то, что внутри?». Но, в целом, все очень уважительно относились к моим занятиям. Правда, от некоторых мне приходилось слышать вопрос о перспективе. Многие думали, что музыкант – это бедный человек, который не может найти работу, достойно зарабатывать. Что мы видим сейчас: выпускники консерватории стопроцентно трудоустраиваются и всегда, что очень важно, по специальности. Часто музыканты не могут охватить все предложения. Спрос на музыкальных исполнителей и педагогов в стране растет.
– Скажите, полезно ли заниматься музыкой в случае, если ребенок не собирается в будущем становиться музыкантом?
– Отличный вопрос! Я всегда говорю о том, что занятия на фортепиано замечательно развивают концентрацию, внимание, координацию, память и слух. Ничто другое не может конкурировать в развитии с занятиями на музыкальных инструментах! Только представьте – необходимо смотреть в ноты, анализировать сложный музыкальный текст с огромным количеством теоретических правил, параллельно играть, не смотря на клавиатуру, и при том, что каждая рука должна справляться со своими техническими сложностями. Плюс нужно использовать педаль, что добавляет ещё одну сложную задачу. Когда музыкант играет в ансамбле, ему необходимо не только следить за своей игрой, но ещё и слушать своего партнера по ансамблю. Кстати говоря, во многих развитых странах прекрасно осознают пользу от занятий музыкой, а некоторые планируют вводить эти предметы как обязательные в общеобразовательных школах.
– Иногда встает выбор – оставаться красивым нон-мейнстримом или уйти в широкие массы и зарабатывать. Были ли у вас мысли монетизировать по-крупному ваши навыки?
– Когда человек прикасается к классическому искусству, он обретает другие жизненные ценности, музыка даёт несколько больше, чем наши обыденные радости. Когда я преподавала музыкальную литературу, дети часто спрашивали меня, почему почти все композиторы жили в бедности? Здесь закладывается глубокая суть развития человечества. Когда человек сыт, когда все инстинктивные рефлексы удовлетворены, ему совершенно не захочется творить! Только тот человек, который находится в постоянном поиске, когда он не удовлетворяется примитивными благами, может творить историю! Сейчас же многие музыканты концентрируются на прибыли. Такими людьми занимается агент, который будет хорошо знать этот рынок, будет в курсе желаний потребителя и будет выбирать то, что подойдет исключительно широким массам. Иногда приходится быть больше артистичным, чем музыкальным. На передний план выходит шоу.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; платье: Платье: Marengo Line №8 / Шоурум «Модный Дом»Серьги: Bucha / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: Академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева. Фото: Александра Нарижных
– Наверняка вы застали тот самый феномен Ванессы Мэй. Одни восторгались, другие критиковали, считая, что она далеко не гениальный музыкант. Тем не менее, ее вклад в знакомство широких масс с классикой отрицать бессмысленно. Ванесса вышла в топ и классика попала в ротации почти всех радиостанций.
– Да, такое иногда случается, некоторые темы из классических произведений обрабатывают на современный лад. Я абсолютно «за» такие транскрипции, ведь классическая музыка – это очень сложный вид искусства, к нему невозможно прийти сразу. Даже мы, люди из мира музыки, прослушав произведение в детстве, можем абсолютно его не возлюбить и не понять. Но, вернувшись к нему через несколько лет, осознать, что перед нами открывается просто шедевр! И если говорить о простом слушателе, которого нужно заинтересовать, то облегченный вид классики – это вполне хороший вариант!
– Представьте ситуацию: ночной клуб, веселая толпа подвыпивших молодых людей отрывается на танцполе под замиксованного Баха или Шуберта. Вам никогда не казалось это кощунственным?
– Я этот период прошла. Раньше меня возмущало, когда я слышала, что звучит классическая музыка в рекламе или в режиме ожидания телефона. Мне казалось, что в несерьёзных местах ставить такую серьезную музыку совершенно неприемлемо! Но, после знакомства с невероятным человеком, который раскрыл мне глаза на многое, я переосмыслила некоторые моменты. Этим чудесным человеком стала Дина Константиновна Кирнарская, проректор Российской Академии музыки им. Гнесиных, музыковед, музыкальный психолог, с которой мне посчастливилось познакомиться, будучи на ее лекциях в Москве. Они произвели на меня неизгладимое впечатление! Я всем очень рекомендую послушать их, даже не музыкантам. Она говорила, что в наше время очень важно популяризировать классическую музыку, чтобы ее было намного больше в жизни людей. И каким образом ты это сделаешь: хоть кукареканьем, хоть свистом – неважно. Неси! Возможно, это изменит чью-то жизнь. И сегодня я с ней согласна на все 100%. Сейчас так много разнообразной музыки, что классике легко в ней затеряться.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; платье: Glory / Шоурум «Модный Дом»; брошь: Жанна Ламанова / Шоурум «Модный Дом» (modniydom_kg). Место съемок: Академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева. Фото: Александра Нарижных
– Музыканты вообще самокритичный народ?
– Еще какой. Помню, нам рассказывали историю из жизни Сергея Рахманинова. В 1897 году в Петербурге состоялась премьера Первой симфонии. Молодой композитор возлагал на нее большие надежды, но критики и публика не смогли понять новаторские идеи автора и приняли симфонию в штыки. Рахманинов был очень чувствительным человеком, и после провала симфонии погрузился в тяжёлую депрессию. За три следующих года он не смог написать ни одного произведения. Я слушала тогда и думала: «Как так, неужели Вы не видели, Сергей Васильевич, что Вы написали абсолютно гениальную вещь! Какая депрессия здесь может быть?!»
– Многие музыковеды солидарны с тем, что классика, джаз и рок идут рядом, и являются едва ли не музыкальными родственниками. Насколько вы согласны с этим?
– Абсолютно согласна. И джаз и рок – направления очень глубокие, неповторимые в своём роде. Все те творения, которые пройдя сквозь годы, остаются современными и трогают души слушателей – и есть классика. Я сама очень люблю классический рок и джаз. Джаз – это уникальное направление, где музыкант творит музыку здесь и сейчас, импровизирует на глазах у зрителей, которые становятся частью души и внутреннего мира музыканта.
– На заре СССР джаз был встречен крайне агрессивно властями, по причине так называемого «преклонения перед Западом». При этом эти же люди продолжали слушать Шопена, Баха, Бетховена, вполне себе таких западных музыкантов. Как, по-вашему, чем не угодил джаз, все-таки?
– Вольностью, свободой, импровизацией. Ну, и текстами, конечно. Тут дело не в Западе, скорее, а в культуре происхождения. Джаз – музыка свободолюбивых народов. Ну и, наверняка, власти того времени очень опасались за подрыв устоев через такую музыку.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; комбинезон: Anika Kerimova / Шоурум «Модный Дом»; серьги: South Tribes / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: ресторан Mario. Фото: Александра Нарижных
– Какую музыку вы бы в обязательном порядке порекомендовали своей дочери?
– Я бы очень хотела привить моей дочке любовь к классической музыке и к качественной современной музыке. В каждом направлении есть свои таланты и гении. Я буду ставить ей записивеликих музыкантов последних столетий – Эмиля Гилельса, Марты Аргерих, Святослава Рихтера, Григория Соколова, Артуро Бенедетти Микеланджели и многих других. Возможно, люди не из мира музыки прочтут эти имена и захотят послушать их исполнение. Артуро Бенедетти Микеланджели – абсолютно удивительная личность. О нем говорили, что он отменил больше концертов, нежели дал! Но ему прощали всё, так как он уникально владел искусством звукоизвлечения, он мог заставить рояль звучать как совершенно разные инструменты. Его выступления отличались безупречным исполнением! Однажды, во время концерта у него не отозвалась одна клавиша, так он после выступления доказал, что та клавиша на самом деле была неисправна. Надо отметить, что Микеланджели вообще был крайне неординарной личностью. Однажды он приехал в Москву давать концерт, билеты были распроданы задолго до его начала. Перед концертом к нему зашла одна светская дама. Я не знаю, каким чудом эта русская аристократка уцелела в советское время. Она подошла к нему и сказала: «Я преклоняюсь перед вашим творчеством. Могу ли я предложить вам навестить мое загородное имение после вашего концерта?». Он пристально посмотрел на нее и сказал: «Я не хочу после концерта. Мы поедем прямо сейчас!»
– Однажды на короткое время музыканты разделились на два лагеря, одни говорили, что новые электророяли – наше всё и пора отказываться от старых друзей, другие же говорили, что ни одна электроигрушка не даст такого глубокого звука, как даже самая старенькая «Беларусь». Как вы относитесь к этому конфликту и как вообще, по-вашему, имеет ли он место быть?
– По моему мнению, никакого конфликта быть не может. У каждого свои неоспоримые преимущества. У меня в квартире есть цифровое фортепиано, где можно регулировать не только звуки, но и громкость. Это дает мне возможность заниматься ночью. С акустическим фортепиано такой возможности мне бы не представилось. Из минусов: на цифровом фортепиано невозможно работать над тембром и звукоизвлечением.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; платье: Платье: Marengo Line №8 / Шоурум «Модный Дом»Серьги: Bucha / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: ресторан Mario. Фото: Александра Нарижных
– Говорят, архитектура – это застывшая музыка. Какое из старых зданий Фрунзе для вас особенно близко по душе?
– Театр оперы и балета. Я в полном восторге от Малахитового зала! И главная сцена для меня очень знаменательна. Каждый уголок театра для меня – произведение искусства. Театр в своих стенах хранит память о великих людях, которые творили историю нашей культуры. И, конечно же, Кыргызская национальная консерватория – это место особенно дорого моему сердцу. Здесь я себя помню еще маленькой девочкой, которая с большим интересом ходит на занятия к своему преподавателю, погружается в мир музыки, пропитываясь окружающей атмосферой творчества!
– Из сегодняшнего актуального: что болит больше всего по вопросам музыки? Что, по-вашему, требует немедленного вмешательства? Что возможно изменить? А что уже только «понять-простить-обнять и плакать»?
– Очень больная тема, по которой можно талмуд написать. Сейчас культура Кыргызстана держится на голом энтузиазме. Первая больная тема – инструменты. Государство никак не спонсирует нас инструментами. Моя преподавательница ездила на конкурс в Астану и видела, как новые рояли стоят запечатанными в коридорах, потому что ставить их уже просто некуда! Преподаватели струнных инструментов говорят: «Зачем нам два инструмента в класс?». А они им ТРИ ставят! Там понимают, что культура – это лицо государства. Они понимают, что высокие иностранные гости первым делом будут смотреть на то, на каком уровне в стране искусство. Как говорила Дина Кирнарская, сетуя на недостаток инвестиций в музыку: «Правильно, зачем России что-то доказывать? Она уже доказала Рахманиновым, Чайковским, Прокофьевым! Они показали всему миру на несколько веков вперед на каком уровне культура и искусство в России». А нам необходимо расти и развиваться в этом направлении, нам еще предстоит занять своё место в мировой музыкальной истории, а без поддержи правительства, это будет почти что невыполнимой задачей.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; комбинезон: Anika Kerimova / Шоурум «Модный Дом»; серьги: South Tribes / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: ресторан Mario. Фото: Александра Нарижных
– Чем мотивируют свою позицию, чем объясняют?
– Чем объясняют… Мне кажется, они даже не вникают в суть проблемы. Недавно мы ездили в Кант с выездным концертом. Мы были очень тронуты отношением к образованию и самоотдачей директора и коллектива школы. Например, преподаватель по сольфеджио живет в пригороде Бишкека, и чтобы добраться до места работы тратит огромное количество времени и почти всю зарплату на дорожные расходы. Или преподаватель по классу скрипки, который несколько часов тратит только на то, чтобы добраться до места работы, а зимой ему приходится идти по глубокому бездорожью пешком. Мой друг, один из ведущих пианистов Кыргызстана, проректор консерватории Сапар Аманбаев говорит: «Вот таким преданным профессионалам нужно давать награды!». Это ещё одна наболевшая тема – кто получает у нас награды за заслуги из рук Президента страны. Просто больно от того, что те, кто действительно делает неоценимый вклад в культурную жизнь страны, остаются незамеченными. А те, кто просто делает хорошее шоу – получают признание. В консерватории есть преподаватели, которые вырастили целую плеяду профессионалов и, к большому сожалению, некоторые из них уже покинули нас, так и не получив достойных наград… Необходимо осознать тот факт, что если бы не консерватория, то не было бы ни театра, ни филармонии, да гимн элементарно некому было бы исполнять!
– Расскажите нам о тех людях, без которых не было бы развития культуры в нашей стране.
– Муратбек Акимович Бегалиев – ректор Кыргызской национальный консерватории, потрясающий композитор и музыкант, который написал абсолютно гениальные произведения! Очень хотелось бы, чтобы читатели прямо сейчас нашли в интернете симфоническую поэму «Последний день Помпеи» и почувствовали гордость, что являются современниками нашего великого композитора!Светлана Исмаилова – проректор консерватории по учебной части, которая сутками сидит в консерватории и работает на благо развития классической музыки в нашей стране, находит инвесторов и устраивает крупные концерты в регионах с участием симфонического оркестра и солистов. Такие концерты дают сильный толчок в самоопределении будущего абитуриентов, многие из которых окончательно делают свой выбор в сторону поступления в консерваторию. Зенона Слензак–Бегалиева – супруга нашего ректора и заведующая кафедрой струнных инструментов КНК, внесла огромный вклад в культуру нашей страны. Ежегодно, уже на протяжении многих лет, она возит талантливых детей с концертами в Польшу, устраивает фестивали на Иссык-Куле, в том числе организовала международный конкурс Ars Polonia, который успешно проходит не первый год в стенах консерватории. Цокуренко Полина Абрамовна, о которой я говорила ранее, – профессор и народная артистка, воспитавшая огромное количество лауреатов. Нарынбаева Зайтуна Азизовна – мой преподаватель, рояль оживает под ее руками. Зайтуна Азизовна преподаватель от Бога, она воспитала, наверное, половину музыкальных специалистов нашей страны. Гульшан Конушева – наша гордость, солирующая пианистка, без участия которой не проходит ни один серьезный концерт, заведующая кафедрой специального фортепиано. Она постоянно устраивает концерты, объединяющие всех пианистов города, это очень важно! Сапар Аманбаев – талантливый пианист, проректор консерватории, модерирует все крупнейшие музыкальные мероприятия, отличный организатор и руководитель.
Чаландинова Эльмира Садыковна – директор школы искусств им. Шералиева. Человек абсолютного профессионализма и уникальности, с которой мне посчастливилось работать! Плоды ее работы – это всегда ведущие призовые места на республиканских и международных конкурсах уже на протяжении многих лет. В ее кабинете уже давно не хватает места, чтобы повесить новые дипломы, заработанные учащимися школы. Даже есть отдельный шкаф, в котором хранится вся хронология побед и достижений, их просто не счесть, невероятное количество! Сатылганова Венера Абакуловна – заведующая кафедрой специального фортепиано музыкального училища им. М.Куренкеева, несмотря на большую занятость, раз в два года устраивает конкурс «Приношение русской музыке», который однозначно даёт огромный толчок развитию классической музыки в нашей стране. Ранее я немного поругала наше правительство, но есть среди них и неравнодушные люди, такие как депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев, из рук которого я недавно получила благодарность за свои труды и достижения. Он всегда очень радеет за продвижение культурных инициатив в республике, за что мы ему очень благодарны.
Макияж: Евгения Николенко; прическа: Тилек Бекболотов; комбинезон: Anika Kerimova / Шоурум «Модный Дом»; серьги: South Tribes / Шоурум «Модный Дом». Место съемок: ресторан Mario. Фото: Александра Нарижных
– Если бы вам сейчас дали в руки музыкальную власть, с чего вы бы начали перемены?
– Ситуация на данный момент такова: стало очень модно ходить на концерты приезжих музыкантов – люди тянутся к искусству, это прекрасно! Но если бы в моих руках была власть, я бы сделала всё, чтобы поддержать наших местных исполнителей. Их уровень нисколько не ниже приезжих, а зачастую даже выше! Понимаете, культура – это лицо нашей страны. Кыргызстан – страна неизвестная, мало кто за рубежом знает о нас, у многих представление, что мы живем в юртах, и у нас нет доступа к благам цивилизации. А тем временем наша знаменитая джазовая команда Salt Peanuts дважды едет в Америку, c успехом выступает на самых знаменитых джазовых сценах, а слушатели сидят в изумленном недоумении: музыканты из какого-то далекого и неизвестного Кыргызстана на таком высоком уровне играют джаз! Многим становится интересно, что это за страна, которая воспитала таких крутых музыкантов. Следовательно, мы поднимаемся в глазах мировой общественности. Я бы очень хотела, чтобы в нашем правительстве, наконец, обратили на нас внимание и на должном уровне приняли ценность развития культуры в стране. Культурный человек не будет бросать мусор, не будет плевать на улице, не будет воровать, у него разум работает иначе. И, конечно же, необходимо поднять зарплаты учителям. Сейчас музыкант, скорее, выберет исполнительскую деятельность. Для него это будет намного прибыльней. Но кто же будет тогда воспитывать следующее поколение музыкантов?
– Что бы вы пожелали напоследок читательницам нашего журнала?
– Хотелось бы сказать, что в музыке нет границ. Ни возрастных, ни национальных, ни политических. Классическая музыка творит чудеса! Развивайте в себе культуру и духовность. Слушайте качественную музыку, и она изменит ваш мир!
Автор: Яна Кулишова
Фотографии: Александра Нарижных
Благодарим за помощь: Академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева; ресторан Mario (@marioristorante)