Александр Крестинин: «Тренер – он и психолог, и диетолог, и семейный психолог в одном лице»

Лионель Месси как-то заявил: «Худшая часть работы футболиста? Интервью». Но тренер национальной сборной Кыргызстана Александр Крестинин с легкостью справился с поставленной задачей – дать интервью женскому журналу и доступно рассказать о футболе.
– Александр, вы родом из Краснодара, каким чудом вас занесло в Кочкор-Ату?
– Сюда я впервые приехал в качестве футболиста, но так получилось, что я стал тренером в Кочкор-Ате на юге Кыргызстана. Город небольшой, статус города получил недавно, люди там жили футболом, там был стадион, где билеты на футбол продавались. Тренером национальной сборной я согласился стать, предложив изменить то, что не работает и мешает игре. В национальной сборной я хочу улучшить качество игры, также нужно поменять бытовые условия, начиная с футбольных полей и материально-технической базы, формы. Мы добились того, что поле стало хорошего качества, следим за ним. Нужно менять организацию тренировочного процесса. Самое главное – условия для футболистов, организация проживания, качество полей, самое лучшее отношение к ним.
– Какая работа ведется с тренерами в республике?
– Я отвечаю за развитие футбола в Кыргызстане на уровне Федерации. Мы регулярно проводим семинары, организовываем курсы, повышаем тренерское образование. Многие не хотят учиться и соответствовать современности. Футболисты играют так, как их учит тренер. Футболист будет всегда в отличие от тренера: нет футболиста – нет ни тренера, ни федерации.
– Как стать тренером?
– Есть школа тренеров, где учится тренер и получает лицензию, без которой работать нельзя. В Европе это один срок, здесь другой. Я получал образование и тут, и там.
– В футбол вернуться не хотели как игрок?
– Мне скоро 40 лет – и меня ни один тренер не возьмет в команду. Я бы не взял (смеется).
– Расскажите о вашем подходе к тренировкам.
– У нас тренировка проходит весело, интенсивно. Смешанный стиль – самый эффективный способ управления людьми: правильное понимание людей, максимальное раскрытие их возможностей. У меня нет задачи ударить или накормить, нет кнута и пряника. Цель – раскрыть потенциал футболиста.
– Наверное, гоняете ребят, как это в американских фильмах любят показывать про жестокого тренера?
– Я не издеваюсь над футболистами (смеется), тренировка начинается с разминки. Есть дрессировка, есть тренировка. У нас как раз последнее. Футболисты – это адекватные, самодостаточные и серьезные мужчины, которые знают, чего хотят и как к этому прийти. Мотивация одна – выиграть матч.
– Как вы относитесь к тимбилдингам? Они актуальны в спорте?
– Тимбилдинг, корпоративная этика и весь модный треш к футболу не подходит. Это удел организаций и бездушных идей. И это совсем другое, как и спорт, в принципе. Любой человек ходит на работу, потому что надо, а в футбол играют те, кто хочет. И выигрывает тот, кто больше хочет играть и побеждать.
– Разные менталитеты отражаются на подходе к тренировкам?
– Все как везде, здесь нет языка, национальности, поэтому либо ты соответствуешь требованиям футбола, либо нет. Тренерская работа подразумевает и изучение ментальности страны, в которой работаешь. Кыргызстан – это красивая страна, очень добрые люди и самые лучшие болельщики. Они поддерживают нас на стадионе во время и после игры, они хорошо разбираются в футболе и здорово поддерживают нас.
– Вы считаете себя хорошим тренером?
– Не знаю, все решают результаты, количество выполненных и невыполненных задач. В футболе результат – это выигранный матч. Сейчас мы входим в первую сотню рейтинга ФИФА, на сегодняшний день это лучшее достижение сборной Кыргызстана. Это говорит о том, что мы движемся вперед.
– Какие у вас взаимоотношения с футболистами?
– Если ты хочешь, чтобы человек выкладывался на максимуме, ты должен понимать, как его мотивировать. Коллективу необходимо создать максимально комфортные условия. Тренер – он и психолог, и диетолог, и семейный психолог в одном лице. Я смотрю на футболиста, и если что-то не так, мы проводим беседу и стараемся помочь решить проблему. Это могут быть и семейные вопросы, ведь они много времени проводят вне дома, а там – жена с детьми. Самое святое – это семья. И дома все должно быть в порядке, чтобы у футболиста на душе было спокойно и он мог нормально играть.
– В клубах каких стран играют наши футболисты?
– Это Турция, Бахрейн, Оман, Германия, Россия, Белоруссия, Молдова. Победитель прошлого сезона Фархад Мусабеков сейчас играет в футбольном клубе «Академия» из Молдовы – и, кстати, ведущий футболист 2015 года не женат (смеется).
– Какой из последних сыгранных матчей вам запомнился больше всего?
– Я помню любую нашу игру, потому что после каждого матча проводится работа над ошибками, улучшением результатов. Но интересно завершился матч с Таджикистаном, когда мы отыгрались за несколько секунд до конца матча, когда уже не оставалось никакой надежды. Но буквально за 4 секунды был назначен 11-метровый, когда мы забили гол.
– Как проходит работа над ошибками?
– Мы живем в 21 веке, и уровень технологий позволяет нам использовать статистику, видео, на этом составляется план. Затем проводится анализ и составляется стратегия на следующую игру. И каждый футболист получает задание на игру и команду в целом.
– Какие дальнейшие планы у национальной сборной?
– Впереди у нас планируется пять домашних матчей и два выездных: играем с Ливаном, Казахстаном, Филиппинами, Бахрейном, Туркменистаном. Осенью стартует чемпионат Азии (среди юношеских команд), сборная U-16 поедет в Индию. Планы – выиграть все игры, это главная цель.
Автор: Нурайым Рыскулова
Фотографии: Денис Смирнов