7.09.2016
People / Интервью

Бактыгуль Тиленбаева: «Я хочу вырастить чемпиона Азии по шахматам»

Хозяйка шахматного дома, инструктор Международной шахматной федерации (FIDE) БактыгульТиленбаева провела для нас экскурсию по Детскому шахматному центру. Она долго и упорно шла к своей цели и не отказывалась от мечты взращивать новое поколение шахматистов. Скромная зарплата не остановила Бактыгуль, для воплощения своей идеи она даже взяла кредит, создала уютный дом для детей, где с нежностью обращаются с учениками, терпеливо обучая стратегии игры.


Интервью из журнала "Бишкекчанка" №2(52), март 2016


– С чего началась ваша любовь к шахматам?


– У нас вся семья любила шахматы. Мой папа работал председателем колхоза, они с мамой любили играть в шахматы. Мама была чемпионкой по шашкам. Нас в семье было 11 детей, и все играли в шахматы. Двое из нас работают теперь тренерами.


– Когда вы поняли, что шахматы для вас – больше чем просто хобби?


– Я так любила шахматы, что и в школе после уроков проводила бесплатные уроки по шахматам. Однажды у меня даже хватило наглости попросить у директора вместо физкультуры провести урок шахмат. Нам, естественно, не разрешили, но мы оставались после уроков – и я обучала детей играть в шахматы. Когда я жила в Нарыне, то собирала детей во дворе своего дома и у нас все играли в шахматы. Весь двор был усыпан детворой с шахматными фигурками. С мужем мы даже какие-то вопросы могли решить игрой в шахматы: кто проиграет, тот моет посуду, например (смеется).


– Как вы успевали троих детей воспитывать и еще с другими детьми возиться?


– После окончания физфака я ушла в Академию наук и тогда поняла, что мне нужно что-то менять. Судьба так сложилась, что я осталась одна, и нужно было поставить на ноги трех моих девочек. В обеденное время я их кормила и отводила на различные курсы, они у меня практически выросли в эстеткружке. Я буквально разрывалась, задерживалась на работе, а когда приходила домой, то младших заставала уже спящими в постели. А постоянно отпрашиваться на работе уже стало неудобно.


– И тогда к вам пришла мысль стать тренером?


– Да, я решила, что мне нужно заняться тренерской работой. График удобный, можно совмещать дела таким образом, чтобы все успевать. Мои дети ходили на рисование, музыку, английский язык. Младшая, Жаныл, играла на виолончели, средняя дочь, Бегайым, даже участвовала в международных конкурсах по игре на скрипке.


– А что вы делали, будучи тренером?


– Знаете, в шахматах нужно уметь концентрироваться. Ну а если играешь раз в год, как у меня тогда получалось, то бывали и «зевки».(ред. Зево́к — грубый просмотр, ведущий к резкому ухудшению позиции. Как правило, игрок не замечает угрозу мата или теряет фигуру).Я очень чувствительно относилась к проигрышам и даже плакала после них.А на тренерской работе это мне помогло уже не «зевать» ходы, и я затем попала в сборную. С началом выхода на тренерскую работу я смогла уделять больше внимания детям. С финансами тоже стало проще.




– Какое мероприятие стало первой ласточкой?


– Мы первыми в истории Кыргызстана организовали международный детский турнир на Иссык-Куле. В нем должны были участвовать и девочки, но родители многих юных шахматисток проигнорировали первый турнир. Пришлось для баланса отправить своих девочек. Младшая сильно загорелась игрой, хотя набрала всего два очка. В ее 11 лет уже было поздно осваивать шахматы, но уже через год Жаныл заняла первое место, участвовала в чемпионате. Она также была стипендиаткой детского фонда, занимала призовые места. А старшая дочь заняла первое место в конкурсе фонда «Сорос-Кыргызстан». Свою победу – тарелку и 3000 сомов – они преподнесли мне в преддверии праздника. Вот такие у меня девочки. Я не хотела, чтобы они стали шахматистками, в этом мире очень много подводных камней. Я и сейчас деткам и их родителям в наших группах говорю, что шахматами занимаются, не чтобы стать шахматистами, а чтобы в жизни вам это помогало. Я-то думала, что Жаныла станет художницей, но в Тегеране на чемпионате по шахматам она заняла 4 место. Она решила, что будет шахматисткой.


– Как вам пришла идея открыть этот шахматный центр?


– Знаете, я на тот период работала в шахматном клубе, который был расположен по улице Советской. Мой кабинет находился возле входа, где рядом дедушки очень шумно играли в шахматы. В такой атмосфере было довольно непросто чему-то обучать. Бывало, что ребенок мог отказаться от посещения моих уроков только из-за одной обстановки. И однажды ко мне обратились родители с просьбой открыть свой центр, сказали, что они мне помогут, если нужно, что хотели более комфортные условия для обучения своих детей. И тут меня поддержала моя младшая дочь Жаныла, усилив во мне веру в давнюю мечту о своем центре, где взрослые могут наблюдать за своими детьми во время обучения. Я пересмотрела множество домов, прежде чем нашла этот. Ради такого дела я продала свою квартиру под ипотеку, взяла кредит в банке и купила этот особняк для центра шахмат.


– А в чем особенность вашего детского центра?


– В моем центре занимается около 150 детей, по 10-12 детей в группах занимаются с тренером в отдельной комнате. Мебель здесь учитывает возрастную категорию детей, чтобы им было максимально комфортно. Родителям нравится наша атмосфера, они всегда могут присутствовать на уроках. Для ребенка очень важно, чтобы родители его поддерживали. А рядом с ними он чувствует себя в безопасности и быстрее привыкает к нашей дружелюбной атмосфере шахматного дома. Здесь ученики чувствуют себя как дома, что для нас и их родителей очень важно. В прошлом году в сентябре у нас был первый набор.




– Бактыгуль, расскажите о ваших достижениях на шахматном поприще.


– Я мастер спорта по шахматам, 8-кратная участница всемирной шахматной олимпиады, инструктор ФИДЕ и орбитр. В 2014 году нам в составе женской сборной удалось прославить Кыргызстан и вернуться с медалью. Жаль, что тогда мы не получили должной поддержки, в отличие от мужчин, которые вернулись с победой и их чествовали как героев. Среди моих учеников Дастан Бекешев и Данияр Аманалиев. Из десяти возрастных категорий на Кубке президента страны мы выиграли шесть, и то, потому что сейчас я тренирую детей до 14 лет только. Среди моих учеников много прославленных молодых талантов: Артур Соломко, Дария Ли, Айпери Майрамбекова, Руслан Съездбеков, Ильдияр Орозбаев и многие другие.


В прошлом году мы на Иссык-Куле организовали Кубок детского шахматного центра организовали. Всем очень понравилось, первый блин не вышел комом. Участвовали около 70 детей из Кыргызстана, Казахстана и России. К дню защиты детей мы планируем провести семейный турнир: ребенок, родитель, бабушка и дедушка; мама, папа и ребенок; один взрослый, двое детей.


– Вы сами думаете возвращаться в игру или останетесь тренером?


– Два года назад я приняла участие в соревновании и поняла, что пока не стоит садиться за шахматную доску. Может быть, буду участвовать в турнирах для ветеранов, туда как раз от 55 лет берут, и я уже попадаю (смеется). В Грузии любовь к шахматам, допустим, прививали девочкам с раннего возраста. Девушка обязана была наизусть знать «Витязя в тигровой шкуре» и играть в шахматы. И я согласна, что литература, музыка и шахматы способствуют гармоничному развитию ребенка. Моя мечта – вырастить чемпиона Азии, чемпиона мира. У нас в Кыргызстане нет гроссмейстера, хотелось бы это исправить.




Автор: Нурайым Рыскулова

Фотографии: Диля Муминова