21.04.2020
Люди / Интервью

Бакыт Эмилжанов: «После чемпионата мира ко мне все чаще стали подходить на улице и просить сфотографироваться»

21-летний кыргызстанец Бакыт Эмилжанов входит в число лучших профессиональных киберспортсменов и игроков в Dota 2 в мире. Он выступает на международных соревнованиях под ником Zayac и является капитаном украинской команды-чемпиона мира Natus Vincere. Как парень из Бишкека пробился в лидеры такого конкурентного вида спорта? Как родные и близкие отнеслись к его увлечению, которое переросло в стабильную работу? В интервью журналу «Бишкекчанка» наш собеседник не только рассказал о том, что значит быть киберспортсменом, но и развеял распространенные мифы о геймерах.


– Бакыт, в какой команде вы сейчас играете?


– В данный момент я играю в украинской команде Natus Vincere (NaVi). Эта украинская организация – чемпион мира 2011 года. С недавних пор я стал капитаном команды.


Поздравляю!


– Спасибо!


– Сколько человек в вашей организации? Как у вас проходят тренировки?


– В команде пять игроков. Помимо них есть тренер, менеджер, психолог. У нас есть серия турниров от разработчиков игры, которые проходят раз в два-три месяца. И чемпионат мира в конце сезона, в августе. Перед каждым турниром нужно проходить квалификации, отборочный тур. Перед квалификациями мы собираемся в Киеве на нашей базе. Если проходим на турниры, то еще раз разлетаемся по домам, готовимся из дома, отдыхаем, потом опять собираемся и уже готовимся к турниру.


– Вы из дома тоже тренируетесь?


– Да, так как игра проходит онлайн, то мы и из дома тренируемся. Но важные турниры мы играем с «буткемпа», с нашей базы в Киеве.


Какой у вас распорядок дня?


– Есть личные тренировки, помимо командных. Каждый игрок тренируется, поддерживает свою форму. Я просыпаюсь в полдень, в 12 или в час дня, завтракаю, потом играю около четырех часов, после делаю перерыв. Если есть дела, то выхожу на улицу, потом возвращаюсь и опять играю допоздна. Это зависит от сезона. Иногда, когда очень много турниров, приходится много играть. А когда более свободный сезон, как сейчас, например, то я играю меньше. Когда у меня свободный график, я стараюсь играть около шести часов в день для поддержания формы.



– Есть ли у киберспортсменов особый режим питания и график физических нагрузок?


– Такого нет, но в последнее время приходит понимание, что надо вести здоровый образ жизни. Надо двигаться, потому что мы очень много времени проводим за компьютером, и без физических нагрузок могут быть проблемы со спиной и с самочувствием в целом. У киберспортсменов нет особого рациона питания. Главное, хорошо высыпаться, быть бодрым, в хорошем расположении духа.


– Киберспорт для вас – это постоянная работа?


– Да, у нас все официально оформлено. Есть контракт. Я играю профессионально в хороших организациях уже второй год. Это уже можно считать полноценной работой, так как у меня стабильный заработок. Есть организация, есть ответственность. Надо всегда стараться оправдать доверие фанатов.



– Какие у вас иные рабочие обязанности по контракту, например, необходимо ли каждому спортсмену вести страницы в социальных сетях?


– По контракту мне необязательно вести аккаунты в соцсетях. Если у тебя нет предрасположенности и желания к этому, тебя никто не будет заставлять. Единственное, что есть в контракте зачастую у всех киберспортсменов-профессионалов – это то, что ты должен участвовать в спонсорских мероприятиях, например, в съемках видео. Также мы играем на девайсах – клавиатура, мышь, наушники – предоставленных спонсорами. Но вести страницу в Инстаграме, например, для нас необязательно. С другой стороны, если у тебя есть желание, тебе организация может найти личных спонсоров, и ты можешь тогда быть больше на виду. У меня иногда появляется желание вести более активную жизнь в соцсетях, но, всё-таки, это не главная цель. Главное – это хорошо играть, выдавать результат. Это более важно, чем вести медиаактивность. Но и об этом тоже не надо забывать.


Когда вы впервые осознали, что у вас появились фанаты? Как это было?


– Самое первое проявление фанатства случилось давно. У нас была команда в Кыргызстане. Это было около трех лет назад. Мы были лучшей командой в стране. Был национальный турнир, вроде Олимпиады, куда летят команды, представляющие отдельные страны. И тогда о нас впервые заговорили в СМИ. Вышла пара репортажей. И после этого хотя бы люди из узкого круга, такие же игроки, как мы, узнали, что у нас есть команда. А позже фанатов становилось все больше и больше в связи с нашим переходом в профессиональные организации в СНГ. Тогда мне стали часто писать люди из Кыргызстана, выражать поддержку.



– Расскажите, пожалуйста, о вашей команде.


– В нашей команде со мной играет Идан Варданян MagicaL, это игрок с Украины. Второй игрок с Украины – Влад Кристанек Crystallize. Потом игрок из России Павел Хвастунов 9pasha. Сейчас при формировании состава были замены. Пятый игрок еще неизвестен. Мы тестируем новых игроков.


– Какие у вас отношения в команде? Как вы проводите время вместе?


– У нас дружная команда. Я с парнями играю хоть и недолго (в состав я пришел в мае этого года), но, тем не менее, со всеми сдружился. С Владом и Иданом мы сверстники, легко находим общий язык. Если говорить о том, есть ли у меня друзья среди других профессиональных игроков в Dota, то да. До этого в нашей команде играл Евгений Ри Blizzy, он тоже из Кыргызстана. Он мой близкий друг. На протяжении трех лет с перерывами мы играли вместе. Но пока мы опять разлучились, так как он ушел из команды после чемпионата мира. Мы встречаемся в Бишкеке, вместе проводим время. В целом, у меня немало друзей, связанных с Dota. Это местные игроки в Кыргызстане. Многие друзья появились в моей жизни благодаря Dota.



– Расскажите о чемпионате мира. Как проводятся такие соревнования?


– Чемпионат мира считается главным соревнованием. В сезоне проводится много турниров. Есть турниры от разработчиков игры. В сезоне есть пять турниров-«мажоров» с призовым фондом в миллион долларов, и пять «миноров» с призовым фондом в триста тысяч. На чемпионате мира в последний раз призовой фонд составил 33 миллиона. И, очевидно, слишком большая разница в призовых приводит к тому, что все очень сильно стараются показать себя с лучшей стороны именно на чемпионате. Также из-за этого все команды создают максимально сложную конкуренцию, если кто-то в начале сезона может быть расслабленным, то ближе к концу сезона все показывают высокий уровень игры. На чемпионате мира масштабы другие. Там арена на 16-18 тысяч человек. Отношение к игрокам тоже другое, все о тебе заботятся, тебе создают максимально комфортные условия.



– Что вам больше всего запомнилось на чемпионате?


– Во время групповой стадии у нас было шесть игр, и мы выиграли со счетом 5:1. Удалось обыграть пару очень сильных команд. Это был такой удачный день. Я помню, как мы радовались! Благодаря этому мы заметно продвинулись по турнирной таблице. Еще я выдал одну из самых лучших игр в своей жизни. Мы играли против Virtus.pro, которая на протяжении нескольких лет считается лучшей командой в СНГ, также против перуанцев Infamous и других команд из Европы.


– Сейчас для вас киберспорт стал работой. С чего начиналось это увлечение? Почему вы выбрали именно Dota 2?


– Это увлечение началось с компьютерных клубов, я играл в разные игры с детства. Приходили в клуб, играли вместе с друзьями, часто играл со старшим братом. Меня всегда больше привлекали игры-стратегии, чем шутеры (стрелялки). League of Legends, например, менее популярна у нас в стране. Все-таки на твой выбор игры влияет окружение. Если твои друзья после школы собираются в клуб и соревнуются, кто лучше сыграет в Dota, то и тебе хочется улучшить свои навыки именно в этой игре, чтобы играть с ними. Был состязательный элемент, кто лучше всех в классе, во дворе. Хотелось быть лучше всех. Тем более, у нас тогда проводилось много турниров по Dota, и я специально к ним готовился. В 8-9 классах я уже не пропускал ни одного турнира. Была конкуренция. Я фанател от наших игроков, они очень хорошо играли, ездили в Казахстан, выступали на международных турнирах. Туда прилетали игроки с Украины, те же NaVi, Virtus.pro. Я этим вдохновлялся. Мне нравилось, как они играют, и я старался учиться у них.



– Как менялось отношение вашей семьи и близких к вашему увлечению, а теперь и работе?


– В Кыргызстане не так часто встретишь ситуацию, когда твой ребенок заявляет, что хочет профессионально играть в компьютерные игры. Поначалу у меня были проблемы. Во-первых, я много играл, и родители неодобрительно относились к этому. Во-вторых, из-за Dota я начал прогуливать школу в старших классах. У родителей складывалось отрицательное мнение об игре. После девятого класса я ушел в колледж, и после первого года обучения решил взять академотпуск. Это были сложные времена, потому что на тот момент я еще толком не зарабатывал. Родителям сложно давался этот шаг: позволить мне взять академ, чтобы тренироваться еще больше. Но их мнение об игре постепенно менялось. Первые полгода после того, как я бросил учебу, я ничего не зарабатывал, потом появились первые деньги, но этих выигрышей хватало только на карманные расходы. Я еще не был самостоятельным. Моя первая зарплата составила 30 тысяч рублей. Меня пригласили играть в команду в Москву. Мне на тот момент это казалось успехом, большим достижением, потому что мне предложили контракт в 16 лет! Я показал контракт отцу. Мне надо было еще заручиться поддержкой родителей, чтобы они подписали документы о выезде и доверенность на менеджера команды, так как я был несовершеннолетним. Родители все равно волновались: им казалось, что это легкие деньги, а в будущее я не вкладываю и сложно будет потом без образования. Такие вопросы очень часто присутствовали в моей жизни до тех пор, пока я не перешел в профессиональную команду и не стал лучше зарабатывать. В этом уже появился реальный потенциал на ближайшие пять-десять лет. Было видно, что я не пропаду и что все будет хорошо. Сейчас мои родители говорят мне, что гордятся мной. Они уже не сомневаются в моем деле, а, наоборот, поддерживают меня.


– Как вы думаете, за счет каких качеств вам удалось стать капитаном команды?


– В первую очередь, чтобы стать капитаном, нужно желание. Это дополнительная работа, дополнительная ответственность. Надо выдавать идеи, стратегии и так далее. Во-вторых, надо заслужить доверие команды. Ты не можешь быть капитаном в команде, где тебе не доверяют или не верят. За счет этих двух факторов я и стал капитаном.



– В Кыргызстане многие играют в Dota 2?


– Да. После чемпионата мира по прилету домой, я ощутил, что есть узнаваемость. Парни от 15 до 30 лет узнают меня. После чемпионата мира ко мне все чаще стали подходить на улице и просить сфотографироваться. Это для меня в новинку.


– Ваши фанаты дарят вам что-нибудь?


– Было пару раз. Постер подарили. Бывает, продавец в магазине узнает и угостит чем-нибудь. Незначительные подарки бывают. Или помощь предлагают, это тоже очень приятно!


– А девушки играют в Dota 2?


– Я знаю несколько девушек в Кыргызстане, которые играют в Dota 2. Их так редко встретишь, что они всегда запоминаются.



– Как вы думаете, международные турниры по компьютерным играм должны быть разделены по полу, или же когда-нибудь настанет время, когда девушки будут играть в одной команде с парнями?


– Очень редко встретишь в мире девушку, которая профессионально играет в Dota. Они как диковинка. Хотя есть несколько. Девушки пока не играют в профессиональных командах вместе с парнями. Допустим, в другой очень популярной игре CS:GO (Counter Strike) уже есть женские турниры и организации, которые продвигают женские команды. Если это будет развиваться, то, я считаю, в такой игре как Dota 2 надо иметь разделение. Я не вижу, как девушка сможет играть в такой стрессовой игре вместе с парнями. Особенность Dota в том, что нужно принимать быстрые решения в кратчайшие сроки. Бывает сложно понять, что делать, а что нет. На турнирах бывают нервы. Немалые призовые, немалая ответственность.


– Когда у вас следующий турнир и где он будет проходить?


– Весь график у нас уже расписан. Ближайший же турнир будет уже в середине декабря в Сингапуре.

Автор: Дина Токбаева

Фотографии: из архива Б.Эмилжанова