Дизайнер Айкин Арипова: «Горжусь, что к успеху пришла сама, без чьей-либо помощи»

Женский бизнес в Кыргызстане процветает, что бы ни говорили. В такой щепетильной сфере, как пошив женской одежды, Bishkekchanka решила узнать специфику ведения бизнеса у дизайнера и выпускницы Istituto Marangoni Paris Айганыш Ариповой, более известной как Aikin Aripova.
– Айганыш, расскажи, с чего начался твой бизнес?
– Создавать одежду своего дизайна я хотела всегда. Когда я начинала заниматься дизайном и пошивом одежды, то не думала, как построю свой бизнес, как приду к этому. У меня изначально не было никакого капитала, вложений. Я просто создала небольшую коллекцию, придумала логотип, и все это было сделано на небольшую зарплату. Сейчас сложно в это поверить, но свой первый показ я провела в кофейне, сама договорилась, пригласила друзей и знакомых, фотографии потом распространила в соцсетях. После этого все закрутилось, появились первые клиенты, кроме узкого круга моих друзей. Стали обращаться люди, узнавшие о коллекции из Фэйсбука, и все начало динамично развиваться. Это было неожиданно даже для меня.
Я не совсем понимаю, зачем тратить время, средства и силы на создание коллекции, которую никто не будет носить, то, что мы порой можем увидеть на подиуме. Наверное, это делается больше для рекламы и привлечения внимания. При создании своей коллекции я ни на кого не ориентировалась, делала одежду по своему вкусу, друзьям понравилось, они меня поддержали. Но это не относится к высокой моде, где свои правила и стандарты.
– Когда ты поняла, что пора открывать свой шоурум?
– Все, кто занимается бизнесом, думает о рисках. Но если ты уже решил двигаться в этом направлении, то нельзя ничего бояться. Много лет я работала дома, у меня были две небольшие мастерские, когда начал расти спрос на мои коллекции. В какой-то момент стало понятно, что я уже не могу принимать всех желающих дома и пора открывать ателье. Я скопила нужную сумму на оплату аренды здания, где сейчас находится мой шоурум. Я очень горжусь тем, что в меня никто не «вложил», а ко всему этому я постепенно пришла сама.
– Как у тебя построен график работы?
– Сейчас я расширяю бренд Aikin Aripova. В ассортименте появились трикотажные вещи, которые не шьются, а вяжутся. Сейчас встал вопрос, чтобы взять на работу еще людей, а то я сама со всем не справляюсь, мне уже нужен ассистент-продавец. Я не могу расти и параллельно всем этим жонглировать. И делегирование полномочий нужно для того, чтобы не страдало время клиентов и качество одежды.
Сейчас беру курсы тайм-менеджмента, кроме работы в ателье нужно еще на фитнес сходить, сына на курсы отвести. Бывает, что приходится перерабатывать, устаешь, надрываешься, но не жалуешься, ты же на себя работаешь.
– В чем секрет успешного ведения бизнеса?
– Коммуникации в этом деле играют самую важную роль. Когда я начинала бизнес, не было Инстаграма, были только Фэйсбук и «Одноклассники». В то время соцсети не использовались так активно в качестве рекламной площадки, как сейчас. Мои клиенты рассказывали о моей одежде другим, и все продвигалось по принципу «сарафанного радио».
– Какие самые сложные препятствия возникали на твоем пути?
– В принципе мне ничего легко и не далось. Не могу сказать, что все это выстрадала, но все, что у меня есть, я заработала сама. Поиск ткани, фурнитуры – это долгий и утомительный процесс, нужно обойти не один магазин. Не могу вспомнить какие-то жуткие проблемы, но все, что есть, было достигнуто упорной работой.
– Что можешь сказать о конкуренции в мире отечественной моды?
– Я работаю по своим правилам: если одной примерки недостаточно, я назначаю еще одну. Главное, чтобы клиент остался доволен. Если у него есть какие-то комментарии и нужно что-то изменить, то я всегда готова все исправить без доплаты. Если ты предоставляешь услуги сервиса, то и должна ответственно к этому относиться.
Что касается других дизайнеров, хорошо, что эта сфера развивается, выбор должен быть. Главное, чтобы они росли, учились и исправляли свои ошибки. Ошибки делают все, но не нужно игнорировать клиента. Людей много, каждый выберет своего дизайнера, свою марку. У клиента должен быть выбор качественной одежды, а всем не угодишь, и разнообразие дизайнеров только способствует удовлетворению этой потребности. Я знаю своего клиента и не боюсь конкуренции. А конкурентоспособный рынок способствует развитию этой сферы и качества. В итоге это все хорошо для нашей страны и для клиента в частности.
Вы знаете, я точно не смогу процитировать Форда, кажется, он говорил: «Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби». Это нормально, когда то, что ты делаешь, приносит деньги. И вообще мода – это определенный сегмент экономики, на который в мире тратятся колоссальные деньги. Я бы хотела создавать одежду по демократичным ценам для наших женщин и сохранить при этом эксклюзивную линию дизайнерской одежды.
– Кыргызстанским дизайнерам мешает присутствие такого популярного рынка масс-маркета, как Дордой?
– С ним не надо конкурировать, есть несколько основных факторов индивидуального пошива. Когда хотят приобрести вещь, уникальную, с учетом пропорций вашего тела и оригинальным пошивом, главное – желание. Поводов заказать индивидуальный наряд достаточно, те же выпускные, свадьбы, особые торжества. На индивидуальные вещи спрос всегда есть. В масс-маркете всегда представлена сезонная одежда, и она может не продаваться даже со скидками. Люди шьют круглогодично. Это живые, но не шальные деньги. Одна вещь занимает много времени, и поэтому цены оправданы. И для дизайнеров масс-маркета и их коллекции – это две разные неконкурирующие отрасли.
– Какие у тебя планы на будущее?
– Лет через пять мне хотелось бы иметь несколько магазинов, но и сохранить дорогую эксклюзивную линию моделей для особенных случаев, а помимо этого делать и доступные вещи. Я всегда очень радуюсь, когда люди находят что-то для себя в моих коллекциях. Было бы здорово выйти и на международный рынок. Я мечтаю о многом и пока прикладываю все усилия, чтобы добиться этих целей.
Автор: Нурайым Рыскулова
Фотографии: из архива героини