Дизайнер Денис Ли: «Не выбросишь старого – не будет нового»

В тот день я выглядела плохо. На дворе стояла преждевременная жара, а я была вынуждена влезть в кофту с длинным рукавом, чтобы спрятать синяк от спортивной травмы. Этот маленький нюанс сбил меня с толку, и в итоге я оделась максимально безвкусно. Все пошло по идеальному сценарию закона подлости, ведь сегодня я беседую с британским… нет, бишкекским… нет, все-таки британским… В общем, героем моего сегодняшнего интервью стал мастер изысканной сдержанности – дизайнер Денис Ли.
Все по-лондонски, без опоздания, минута в минуту, он появился одетый в безупречный smart-casual, приправленный еле уловимым ароматом парфюма. Мне показалось, Денис в доли секунды просканировал каждого из присутствующих, вынеся свой молчаливый вердикт о нашем внешнем виде и содрогнувшись, в глубине своей творческой души.
– У нас стало жарко раньше, чем наступило лето. Вы наверняка тоскуете по лондонской прохладе?
– Надо сказать, что я не разделяю поэтических настроений по поводу английской погоды. Романтика «Туманного Альбиона» никак не влияет на мое творчество. Хотя стоит отметить, что там достаточно приятная зима. Точнее, ее там нет, как таковой. А вот здешнее лето мне нравится куда больше. В Лондоне очень высокая влажность. В помещении спасают кондиционеры, а вот на улице бывает очень тяжело.
– Наверняка не выключается кондиционер и в вашем лондонском авто?
– Как раз в Лондоне я стараюсь как можно реже садиться за руль. Куда приятнее воспользоваться общественным транспортом.
Дизайнер Денис Ли и общественный транспорт никак не укладывались в голове, что явно отразилось на моем изумленном лице, потому что Денис с улыбкой добавил:
– Да, да, я предпочитаю пользоваться метро. Общественный транспорт в Лондоне – это просто парадиз какой-то. Никаких пробок и колоссальная экономия времени.
– Вы, наверное, никогда не опаздываете?
– Стараюсь. Дело в том, что в Европе не воруют время. Там очень уважают труд людей, время людей, и есть понимание того, что время очень ценно. Этого, конечно, здесь не хватает, и это сказывается практически на всем, что происходит в Кыргызстане.
«Очень важно ценить мнение своих сотрудников. У нас случаются какие-то споры и разногласия, но я понимаю, что не могу быть компетентен во всем. Я часто бываю не прав, и я благодарен своей команде, которая часто помогает мне принять верное решение».
– А какие личные тайм-киллеры есть у дизайнера Дениса Ли?
– В основном, это люди, которые воруют мое время. Я не могу сказать, что зависим от социальных сетей или блогов. А вот люди частенько становятся моими тайм-киллерами. И я сам в этом виноват. Это не всегда дорогие и любимые мне люди, зачастую бывают и малознакомые, которые рассказывают мне о своих идеях и предлагают в чем-то поучаствовать, и я терпеливо выслушиваю, хотя с первых фраз понимаю, что мне это совершенно неинтересно. Но у меня не всегда хватает смелости сказать человеку правду в лицо. Боюсь обидеть.
– Случаются ли у вас креативные спады, и как вы из них выбираетесь?
– Еще как случаются. Тоже своего рода тайм-киллер. Спасает в первую очередь чувство ответственности и осознание того, что дедлайны никто не отменял и коллекцию надо сдать вовремя. Помимо этого, я, конечно, всегда стараюсь переключаться. Слушаю музыку, смотрю любимое кино. До дыр засматриваю диски со «Служебным романом» и «Девчатами». Очень люблю советское кино. Люблю современное и артхаусное кино. А вот Голливуд не люблю. Но смотрю его, чтобы быть в курсе событий.
– Что вообще помогает вам быть в курсе событий и развиваться как дизайнеру?
– В Лондоне проще. Так как здесь работает индустрия, не нужно прилагать усилия, чтобы быть в струе – здесь всегда много концертов, выставок, культурное развитие идет стремительно. Постоянный культурный ликбез – это большое дело. Без яркой культурной жизни сложно быть дизайнером и расти. В Бишкеке же приходится прилагать максимум усилий, чтобы, так сказать, «быть в теме», потому что модная индустрия в стране не работает совершенно, и культурных мероприятий, которые могли бы вдохновить на создание чего-то достойного, здесь критически мало.
– В нашей стране много талантливых ребят, которые каждый год демонстрируют неплохие результаты в рамках Недели Моды в Кыргызстане. Тем не менее, на этом нередко и заканчивается путь их коллекций. Как, по-вашему, что этому виной?
– Все просто. Дизайнеры очень часто делают выбор в пользу того, чтобы произвести впечатление, эпатировать, забывая о том, что вещи все-таки должны оставаться вещами и они должны быть «носибельны». Как следствие – феерическое выступление на подиуме и финиш. А ведь это не оказывает положительное влияние на развитие fashion-индустрии. Если, к примеру, вы окажетесь на шоу-показе от Louis Vuitton, то увидите совсем не то, что будет продаваться в магазинах. Чтобы дело продолжало жить, ставку надо делать на продаваемость. Например, недавно мы презентовали новую коллекцию в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Almaty. Это инсайдерское мероприятие, которое отличается от Казахстанской Недели Моды в первую очередь тем, что имеет статус мирового уровня. На нем присутствовало много иностранной прессы. Это были представители итальянского VOGUE, французского L’OFFICIEL, различные street-style блоггеры мирового уровня и много других известных представителей всемирных медиа. Нашу коллекцию очень хорошо приняли, и мы постарались сделать все, чтобы в рамках шоу это смотрелось зрелищно. Но в магазинах будет представлено все по-другому. Наши вещи остаются теми вещами, которые можно надевать и носить.
– Тем не менее, одежда от SOUL by Dennik Li не для всех?
– Здесь я могу с вами поспорить. Если одежда Dennik Li продавалась хорошо в Лондоне, но плохо в Бишкеке, по причине достаточно высоких цен, то SOUL by Dennik Li придерживается сегодня совсем другой ценовой политики. Мы установили достаточно приемлемые цены для Кыргызстана и уже успели сформировать, так сказать, касту постоянных клиентов, которые возвращаются к нам снова и снова. А это и есть главный стимул, чтобы работать дальше и продолжать творить. Но в какой-то степени вы правы: наша одежда не для всех. Она для тех, кто предпочитает лаконичность и сдержанность.
«Свой гардероб нужно чистить регулярно. Не бойтесь выбрасывать старые вещи. Хотя, признаться, я сам привязываюсь к вещам. Но здесь работает простое правило: не выбросишь старого – не будет нового. Это закон жизни».
– Тем не менее, в Кыргызстане стремятся избегать минимализма в составлении образа.
– К сдержанности надо приучать. Это дело времени. Население должно привыкнуть к тому, что вещь не должна перекрывать человека, она должна дополнять его, гармонировать с ним. А у нас здесь зачастую случается так, что человек в погоне за цветом на корню губит весь свой образ. Многим невдомек, что понравившийся вам цвет может изумительно смотреться в интерьере или на полотне художника, но между тем изуродовать вас! Прежде чем совершать необдуманные покупки, подумайте несколько раз, с чем и как вы будете комбинировать вещь, на которую загляделись. Представьте себе – классическая проблема: огромный шкаф молодой девушки, который забит одеждой «под завязку», но надеть нечего! Это как раз связано с тем, что девушка, не определившись с образом, и в первую очередь с собственным цветотипом, набрала вещей, которые отлично смотрятся на манекене, но «по каким-то причинам» не так уж смотрятся на ней самой. Неправильный цвет способен погубить все. Еще раз хочу сказать, что вещь не должна перекрывать человека, она должна подчеркивать его достоинства.
– Как сказала Коко Шанель: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит она была одета идеально».
– Так и есть. Именно поэтому мы создаем «лук», который пользуется спросом и позволяет оставаться собой.
– Кто из наставников и учителей оказал на вас особое влияние?
– Могу отметить двух преподавателей – Кристину, преподавателя по дизайн-проекту, она учила меня в London collage of Fashion, и дизайнера Эндрю Иби, с которым я познакомился уже на бакалавриате. Те знания и наставления, что они давали до сих пор влияют на то, что я делаю сегодня. Кроме того, у меня есть любимые дизайнеры, такие, как например Гаспар Юркевич и Нейл Баррет.
– В таком случае напрашивается вопрос – а есть ли что-то такое в моде, что вы не приемлете?
– Я скорее не приемлю некоторых тенденций. Например, тенденции леопарда. Ни в аксессуарах, ни в обуви, ни в принтах. Они у меня стойко ассоциируются с той эпохой, когда начал рушиться железный занавес, и все начали хватать что попало в магазинах, надевая это же что попало на себя, и не задумываясь, идет оно им или нет. Это бесконечный horror, который преследовал наших родителей, их детей и их внуков.
– По роду вашей деятельности вам необходимо всегда быть в курсе событий, а если абстрагироваться от работы и перейти в обычную жизнь, кто вы там, новатор или консерватор?
– Как любой дизайнер я новатор. Тем не менее, уважаю традиции и историю своей профессии. А что касается обычной жизни… Ну, например, я не отдаю предпочтение какой-то одной кухне или не стараюсь придерживаться трендов в питании. Я всеядный, люблю плов, бешбармак, национальную кухню. Хотя, надо сказать, был момент, когда я был вегетарианцем. Представляете, я сходил на экскурсию в музей пластинации при КГМА и у меня просто появилось какое-то психологическое отвращение ко всему животному. Но потом все встало на свои места, и я снова включил мясо в свой рацион.
– Как у вас обстоят дела со здоровым образом жизни?
– Честно говоря, не могу сказать, что я ярый его сторонник. Тем не менее, я люблю активно проводить время. Люблю кататься на коньках, посещаю тренажерный зал… когда понимаю, что в джинсы не влезаю (смеется). Потом, когда достигаю результатов, бросаю. Не всегда есть время постоянно уделять внимание собственному организму. Хотя, понимаю, что, несмотря на то, что в душе мне все еще двадцать лет, практика показывает, что все-таки тридцать. Особенно это становится ясно тогда, когда тебя приглашают потусоваться твои двадцатилетние друзья, ты отрываешься с ними ночь напролет, а потом понимаешь, что твой тридцатилетний организм восстанавливается после бессонной ночи не так быстро, как их двадцатилетние.
– У вас наверняка очень часто звонит телефон?
– Не то слово, часто. Честно признаться, каждое утро у меня возникает непреодолимое желание его разбить. Я сова и люблю поздно просыпаться, но телефон почему-то никак этого не поймет и стабильно начинает разрываться в районе девяти утра. Зато в рабочее время он может молчать как партизан, но как только я соберусь отдохнуть, телефон выходит из «сумрака». У меня уже скоро телефонофобия начнется.
– Так ли мил гламур, как его малюют? У большинства людей, наблюдающих за работой мировых дизайнеров со стороны, создается впечатление, что это райская беззаботная жизнь, украшенная шиком, блеском и славой.
– Мода, гламур – это тоже работа. И на этой работе тоже надо пахать. И иногда пахать без выходных и праздников. Мы часто в компании сталкивались с трудностями, когда брали новичков. Приходит человек, но не выдерживает. Потому что мир моды это не только вспышки фотокамер, показы, выезды-перелеты и знакомства со знаменитостями. Это порой бессонные ночи, это беготня, это мозговые штурмы. А некоторые, приходя в мир моды, предпочитают оставаться фурнитурой, которая ничего не будет делать сверх того, что ей хочется. И когда на определенном этапе ты даешь человеку понять, что ему надо расти, а для того, чтобы расти, надо пахать – начинается недовольство. Приходится прощаться с людьми, которые путают тусовки и работу. Это моя личная проблема, я, к сожалению, не до конца научился распознавать поверхностных людей.
«Не могу, не умею, не хочу и не буду прощать человеческую глупость. Убежден в том, что человек не рождается тупым. Быть тупым – это выбор. Сегодня есть масса способов, чтобы развить себя. И тот, кто этого не делает осознанно, выбирает тупость. Этого я простить не могу».
– Но ведь наверняка есть кто-то из старой команды, прошедший с вами поприще до конца?
– Есть. Из первого состава моей команды остался только один человек. Ее зовут Мария Шереметьева. Она живет и работает в Лондоне. Это тот самый человек, на которого я могу все оставить и быть уверенным, что все будет хорошо.
«Слова напутствия» или «вместо эпилога»
– Я считаю, что стиль – это лучше, чем тенденция. А потому, если вы решили быть стильным, то не пожалейте времени и средств, чтобы посетить стилиста. Ведь мы же ходим к стоматологу, когда есть проблемы с зубами. Так почему не посетить специалиста, когда есть проблемы со стилем? Не будьте излишне самоуверенны, потому что даже дизайнеры не застрахованы от ошибок в личном стиле.
Наверное, если бы не мой страх своровать его время, я бы не остановила интервью. Так мы бы и продолжили наш разговор – дизайнер Денис Ли, фотограф, зеленый чай и я. Нам вполне себе было интересно и комфортно вчетвером. А главное, сколько тем мы еще не обсудили…
«Обрывки фраз»
– Мне случалось все перечеркивать и жечь мосты. Это было необходимо для того, чтобы двигаться дальше. Мне довелось поработать в Burberry, и я достиг там весьма неплохих результатов. Меня там неплохо продвигали, но я твердо отдавал себе отчет в том, что со своими идеями в чужой компании я не нужен. Либо ты следуешь принципам этой компании, либо реализуешь свои идеи отдельно. Поэтому, несмотря на громкий бренд и некоторые удобства, я принял решение уйти, чтобы дать развитие своему собственному бренду. Хотя некоторые из моих знакомых не собираются оттуда уходить, им там вполне комфортно. Самому двигаться куда сложнее. Ты должен все делать сам. На первых порах ты и уборщик, и бухгалтер, и дизайнер в одном лице. Помимо этого тебе нужно знакомиться с байерами, размещать заказы, выходить на рынок и при этом продолжать делать новые коллекции.
– Одним из самых ярких воспоминаний у меня осталось посещение художественной школы. Дедушка водил меня туда три раза в неделю, ожидая меня на улице по 3-4 часа. Не знаю, почему, он никогда не заходил внутрь. Даже в мороз. И вот однажды папа проезжал мимо на машине и увидел, как дедушка в лютый мороз ходит вокруг школы. Он остановился и предложил ему поехать домой, а потом, к назначенному часу, приехать за мной в школу. Дедушка наотрез отказался: «А вдруг Денис выйдет раньше и увидит, что меня нет! Он же испугается!»
Автор: Яна Кулишова
Фотографии: Бактыбек Мейманбеков