18.05.2017
Люди / Интервью

Fandango: По дороге, раскаленной страстью

«Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, это фламенко». Жан Кокто


Материал из архива журнала "Бишкекчанка" (выпуск №37, 2014 г.)


– Фанданго – это потому что играют смесь фламенко и танго, я сама слышала! Мне рассказывали!

– Да нет! Фанданго – это танец такой!

– Где логика? Зачем фламенко-коллективу называть себя названием другого танца? Фламенко – это же тоже танец!

– Ты что, фламенко – это не танец, это музыка!


На этом моменте у меня взорвался мозг. Я отошла подальше от трех жарко спорящих девушек и переключила все свое внимание на живые звуки фламенко, доносящиеся с небольшой сцены уютного ночного клуба, по которому разносились звуки гордой булерии из далёкой Андалузии...


Сложно не обратить внимание на что-то единственное в своем роде. Первопроходцы жанра фламенко в Центральной Азии, группа Fandango, регулярно останавливают на себе взгляды и захватывают сердца. Две гитары, чувственный танец, ритм, отдающийся в каждом уголке души, слились в удивительный коктейль, который теперь могут отведать ценители прекрасного и в нашей стране. И готовят его здесь Огнеслав Антский, Денис Колючий и Катерина Чалова.



– Ребята, вы оптимисты, честное слово! Не могу не восхититься тем, что вы решили явить Кыргызстану искусство фламенко. С чего все началось?


Огнеслав: Я учился в музыкальной школе в городе Ош, и моим первым музыкальным инструментом был кларнет. Гитара появилась позже. Я увлекся жанром Black Metal. А потом я оказался в том самом состоянии, когда «хочется чего-нибудь такого, ну-у, такого… ну как сказать…» Вот и мне однажды захотелось сыграть «что-нибудь такое». Я стал прислушиваться к себе и услышал внутри себя фламенко.


Я принадлежу тому поколению бишкекчан, для которых слово «колючий» – это не еж, не кактус – а Денис. Он еще тогда давал жару своими арпеджио на предконцертных саундчеках канувшей в лету «Текилы Блюз», а теперь его виртуозная игра на гитаре уже давно известна за пределами нашей республики. Тем не менее, он все еще с нами и не перестает удивлять.


Денис: Чтобы развиваться, нужно пробовать, изучать. Фламенко – очень глубокий жанр, который мне безумно интересен. Для многих фламенко – это группа Gipsy Kings. Хотя это на самом деле не фламенко. Уверен, что испанцы вряд ли согласятся с тем, что и мы играем фламенко. Это скорее фьюжн. Тем не менее, мы стараемся постоянно пополнять наши знания. Огнеслав, например, постоянно изучает специальные форумы, отыскивает новый материал. Нужно постоянно находиться в струе, так как современные исполнители много привнесли, и всё это надо смотреть, изучать, исследовать. Ведь всегда интересно поплавать-понырять, познавать глубины музыкального мира. Всегда есть чему учиться.


– Огнеслав, я видела, что вы нет-нет сами танцуете фламенко. Где учились?


Сам отыскивал ролики в Интернете. Сейчас я от этого отошел и полностью переключил все свое внимание на гитару.


– Кстати, о гитаре. Какая она, гитара для фламенко?


Чем старше, тем лучше, смеется Огнеслав, прижимая крепче свою гитару, а вообще настоящие фламенко-гитары – очень сложные инструменты. Во-первых, они, как правило, меньшего размера, чем классические «акустики» и значительно легче, особенно если выполнены из кипариса. Кроме того, гитара при исполнении фламенко нередко играет роль перкуссионного инструмента, а потому при ее изготовлении по бокам от резонатора вставляются специальные пластины, которые позволяют создавать ударами пальцев красивые ритмические рисунки. Но изучая фламенко, изучать только гитару, это все равно, что в притче Джалаладдина Руми пытаться изучить всего слона только по одной какой-либо его части. Фламенко, это ведь не только гитара. Это еще и вокал, перкуссии, особая энергетика, и, конечно же, танец.


Огромной удачей стала для ребят встреча с Катериной Чаловой, артисткой Государственного Театра Оперы и Балета, которая в свое время всерьез увлеклась фламенко.


Катерина: Я профессиональная балерина. Но без фламенко жить скучно и я начала искать людей, которые что-нибудь знают о фламенко: поют, танцуют или играют на гитаре, но таких найти не смогла. Очень сильно расстроилась. Неужели в Бишкеке нет никого, кто любит фламенко так же сильно, как и я?! И тут, благодаря знакомой с Facebook’а Марине Подгурской, мне позвонил Огнеслав. И оказалось, что мы с ним единомышленники! Начали репетировать, выступать, работать над проектом Fandango. Потом Огнеслав нашёл Дениса – виртуозного гитариста и очень хорошего человека!


– Так как же в жизни профессиональной балерины появилось фламенко?


Меня всегда увлекали яркие, эмоциональные танцы. Мне всегда нравилось фламенко, но я мало что о нем знала и не понимала в полной мере, чем оно меня завораживает. Заниматься серьёзно фламенко начала в 2010 году. Я жила и работала несколько лет в Пекине, а это очень мультикультурный и многонациональный город. Так случилось, что в 2009 году я случайно познакомилась с испанским гитаристом фламенко Альберто Куиларом и он мне рассказал о сложной истории этого искусства, о ритме, о разнице стилей и об эмоциональном значении каждого произведения. Позже мы с ним создали в Пекине Peña Flamenca Chacón (Клуб любителей фламенко).


Катерина очень много узнала о фламенко, но серьёзно начала заниматься только после того как исполнилась её давняя мечта – побывать на легендарном фламенко-спектакле «Кармен» в постановке Антонио Гадеса.


Катерина: Это удивительное зрелище, совершенное с точки зрения техники и хореографии, я уже не говорю про накал эмоций, великолепные костюмы, музыку и замечательных танцовщиков! Меня это потрясло! С этого времени фламенко вошло в мою жизнь и больше не отпускает. Там же, в Пекине, в 2010 году открылась школа фламенко, интереснейшее место: преподаватели приезжали со всех регионов Испании, обучали нас разным стилям фламенко! Для меня открылся целый мир – яркий, красивый, очень профессиональный! Своим преподавателем я считаю Марию Асусену Виену Флорес. Она не просто хороший преподаватель, высокопрофессиональная танцовщица, но и очень харизматичная личность. Она смогла передать мне не только технику исполнения, но и характер, и стиль это я ценю очень высоко!


Характер и стиль, это действительно важно, добавляет Денис, ведь самое главное в музыке появляется не за счет техники и децибел, а за счет энергетики.


Огнеслав: Нужно уметь чувствовать. В большинстве своем фламенко-сюжет – это драма. И в какой-то степени это надо пропустить через себя. Очень большое значение здесь имеет и вокальное исполнение. Манера пения в жанре фламенко, которая добавляет ему особого драматизма, отличается глубокой мелизматикой, высокой вокальной тесситурой. Как сказал Томас Павон: «El cante jondo ni enseña ni se aprende, se perfecciona» – «Глубокому пению нельзя научить или научиться, оно лишь совершенствуется». Наша задача не только сыграть, не только «снять» вещь, но и прожить её. Это состояние внутреннего «я». Знаете, как у актера, который полностью вошел в роль. Он только вышел на сцену – и зритель замер. Вот этого мы и добиваемся.



Коль уж мы заговорили об энергетике, расскажите, изменилось ли то самое ваше «внутреннее я» с появлением фламенко?


Денис: Я, например, так сказать, почистился от всего ненужного. От ненужных мыслей, эмоций, проектов, которые простаивали. Как-то всё систематизировалось, словно пришло в норму.


Огнеслав: Появилась определенная уверенность. Ну и энергии прибавилось. Вместе с задуманным делом ведь появляется и энергия для его осуществления.


Катерина: В нас всё заложено с самого начала, мы просто ищем то, что нам близко. Фламенко может обогатить и дополнить, выявить какие-то яркие качества человека. Фламенко помогает раскрыться.


Как формируется ваш репертуар?


Огнеслав: Что-то мы пишем сами, а что-то «снимаем». Но если и «снимаем», то такое, что никто, кроме нас не «снимает».


Как принимает вас зритель, ребята?


Огнеслав: Всегда на «ура!», как это ни удивительно.


Катерина: Хорошо принимают. Многие знают о фламенко или что-то слышали об этом. Другие подходят, начинают расспрашивать о музыке, о танцах. Приятно, что нет равнодушных – это самое важное!


Денис: Ценителей не будет как таковых, мне кажется. Но мы для себя больше узнаем, занимаясь этим, чем не занимаясь.


Ребята глубоко погрузились в любимое дело. Огнеслав стал учить испанский язык, пересмотрел все существующие фильмы о фламенко и изучает его разновидности, коих, оказывается, великое множество (более 90 и плюс ответвления от них в каждом уголке Испании). Денис также не перестает совершенствовать гитарное мастерство, а Катерина не только оттачивает технику танца, но и постоянно совершенствует свой танцевальный гардероб. И, конечно же, я, как женщина, не могу удержаться и не задать вопросов на эту трепетную тему.
Катерина, какие существуют особенности у фламенко-гардероба? Каким должно быть платье, и что отличает туфли для фламенко от всех остальных?


– О-о-о! Это вопрос довольно сложный. Полного ответа дать не смогу, наверное. Есть, конечно, определенные атрибуты фламенко-образа, но сами платья очень разные, так как различаются региональные и по стилям исполнения самого фламенко. Могут быть яркие, даже пёстрые, с рюшами и пышными рукавами, и яркой розой на макушке – это чаще костюмы южных провинций Испании, могут быть очень элегантные с черными кружевными накидками и высокими костяными гребнями – пеиньетами, это север Испании. Для современного фламенко – костюмы бывают ещё более удивительные, простые шелковые платья или купальник с юбкой для того, чтоб максимально показать мастерство артиста и не отвлекаться на костюм. Туфли должны быть очень прочные с подкованным, не очень высоким каблучком. Прочность, удобство и аккуратность туфлей – залог хорошего выступления.



Общаясь с ребятами, невольно хочется задать вопрос, а кто они по ту сторону фламенко? Как оказалось, Огнеслав не только музыкант, но и писатель, и создает произведения в жанрах фэнтези, киберпанк, постапокалипсис, а также вывел свой собственный литературный жанр психо-фикшн. Денис Колючий в свободное от фламенко время посвящает себя звукозаписи. С его легкой руки на свет появились и продолжают появляться аранжировки для таких звезд кыргызского шоу-бизнеса, как Омар, Мирбек Атабеков, Гульнур Сатылганова, Гульнара Тойгонбаева, Каныкей, группа Элес, Юлия Руцкая, Анжелика, Бек Исраилов, Гульжигит Калыков, Актан Исабаев, группа Инсан, Арсен и также группы Аян, которая вскоре стала «Городом 312».


Ребята, прошу прощения за этот вставший всем артистам поперек горла вопрос, но, тем не менее, какие ваши творческие планы?


Денис: Планов громадье! Будем пробовать необычные ходы и решения. Например, в планах есть рискнуть реанимировать песню «Фрунзе» и вдохнуть в нее второе дыхание с помощью фламенко.


Огнеслав: Развивать и развиваться. Внедрять в массы. Интегрировать, так сказать.


Денис: Кстати, да. Интеграция – это наболевшее. Глядя на наш музыкальный рынок, невольно сердце порой сжимается от того, что мы упорно топчемся на месте. Не происходит никакого развития, никакой интеграции. Нужна индивидуальность. И дело тут вовсе не в недофинансировании – кто ищет, тот всегда найдет. Лень, скорее всего…


Мы еще долго говорили о музыке в общем, об истории фламенко, о еде, об Испании, о деньгах, снова о фламенко, обменялись анекдотами, вспомнили общих знакомых и, конечно, не обошли стороной разговоры об отношениях.


Денис: Женщина без выноса мозга – это не женщина. У всех бывает. Это не самое страшное. На мой взгляд, современной женщине не хватает сострадания. В общем. Я считаю, что именно с сострадания начинается настоящая, внутренняя красота. А внешний фактор он субъективен, у каждого он свой.


Огнеслав: А по мне, так современным женщинам не хватает хозяйственности, верности и стремления к взаимности во всем, к унисону со своим мужчиной. А насчет внешности согласен, это все можно исправить или дорисовать. И будет вам счастье!


Катерина: Условности. Мне кажется, когда люди хотят быть счастливыми, им ничего не мешает... ни война, ни быт, ни национальность, ни религия, ни разница в возрасте или общественном положении. Да, всё это может стать причиной непонимания или быть сложным или трагичным, но не может помешать счастью двух людей, если они этого хотят. Всё в наших руках.


Что пожелаете напоследок нашим читательницам?


Огнеслав: Любите и цените своих мужиков. Если рядом с тобой не мужик, уходи, иди к мужику и цени его. А также хочу пожелать знать себе цену и мыслить по ситуации.


Денис: – Будьте добрее и терпимее.


Катерина: Не терять чувство юмора – это раз! Верить в себя – это два! Жизнь одна – не бойтесь попробовать что-то, что еще не пробовали – это три! Ну и по мелочам: кофе в постель, хорошая погода, отсутствие пробок на дороге, неожиданные и приятные покупки.

Автор: Яна Кулишова

Фотографии: Андрей Костикин