25.08.2016
People / Интервью

Гульнур Эрни-Тоялиева: «Я не нашла ничего оригинального в Милане и Париже – и решила шить сама»

Кыргызстанцы завоевывают Европу – доказывает на своем примере Гульнур Эрни-Тоялиева, австрийский дизайнер одежды, родом из Джалал-Абада. Она умудряется совмещать две совершенно не связанные между собой сферы – работу в ООН и дизайн, и при этом остается заботливой мамой для своего сына. Я решила выведать секрет успешной и везде успевающей женщины у самой Гульнур.


– Расскажите о своей жизни в Кыргызстане?

– Я родилась и выросла в Джалал-Абадской области, в Ноокенском районе, в селе Массы. На самом деле я хотела учиться на переводчика в Бишкеке. Но к сожалению, когда мне было 16 лет, мой отец внезапно умер и оставил нас, 7 детей с мамой. И так как не было возможности учиться в столице, я поступила в Джалал-Абадский Государственный университет (ЖАГУ). Благодаря моему большому интересу к английскому языку и из-за необходимости, я начала зарабатывать деньги в иностранных фирмах уже с 17 лет и помогала маме и младшим сёстрам. За 4 года учёбы я проработала в 8 компаниях, и именно этот опыт и рекомендации сделали возможным позже получить работу в системе ООН в Вене, а именно в МАГАТЭ.

Также мне довелось работать на телевидении ведущей студенческого канала. Утром ходила на учёбу, после обеда – в компанию, вечером были съёмки и монтаж на ТВ, потом делала уроки. Это во многом помогло мне с построением эффективного тайм-менеджмента. Когда я окончила университет с красным дипломом, продолжила учёбу в Вене по своей специализации. Сейчас я готовлюсь к защите докторской диссертации.



– Был ли кто-то из вашей семьи связан с творчеством?

– Самое большое творческое влияние было от мамы. Нас в семье 5 сестёр, и она нас ещё в детстве научила всем видам традиционного рукоделия. Мы вышивали на продажу туштурдуки, вязали, изготавливали кийиз и всё, что нужно для юрты, старшая сестра шила платья. Мне не стоило большого труда начать свой творческий путь, потому что опыт у меня уже был.

– Как вам удается совмещать две не связанные друг с другом сферы деятельности?

– Своей основной деятельностью я считаю ту, которой я занимаюсь в определённый момент. У меня две работы, каждая важна для меня в равной мере. Я просто выделяю соответствующее время для решения задач. Bсё дело в правильном распределении времени и умении делегировать. У меня всё получается, и я везде успеваю. Я привыкла к такой самодисциплине, уже будучи студенткой. Мои руководители в ООН в курсе, что я занимаюсь модой, и они меня поддерживают, так как считают, что творческие люди на работе бывают более продуктивными. Конечно, они меня спрашивали, чего я вообще хочу, я ответила, что у меня всегда были разные интересы, если не мода, то было бы что-то другое – мне это нужно для личного развития.

– Как вы успеваете совмещать свою бурную деятельность с ролью матери?

– В Австрии почти во всех школах есть система продлённого дня, так как оба родителя обычно работают. Мой сын учится в гимназии до вечера, и когда он приходит домой, я уделяю ему все свое время, пока он не соберется спать, и только потом берусь за свои дела. Он также ходит по вечерам пару раз в неделю на таэквондо, в это время я тоже тренируюсь в спортивном клубе. По выходным мы часто катаемся на велосипеде вдоль Дуная, ходим в кино, музеи или едем на природу. Такая программа занимает обычно только пару часов, а в остальное время он учит уроки или читает книги, а я занимаюсь своими делами. Признаюсь, у меня мало времени смотреть телевизор и выходить в город по вечерам. Мне жалко тратить время на что-то безрезультатное.

Почему вы начали свой творческий путь именно в Швейцарии?

– После учёбы в ЖАГУ я познакомилась с отцом моего сына в Джалал-Абаде. У него была ко мне любовь с первого взгляда, у меня это чувство возникло позже. Я вышла замуж за него уже в Швейцарии. В то время я посещала курсы немецкого языка и у меня была тяга к рисованию эскизов моделей, но я не знала, что с ними делать. А когда мы переехали в Австрию, у меня внезапно возникло сильное желание поступить в школу моды. Тогда муж не посчитал нужным меня поддержать, поэтому пришлось отказаться на какое-то время от мечты.

В Швейцарии и в Австрии европейская мода меня не очень вдохновляла, казалось, что чего-то не хватает. В 2010 году я посетила Милан и Париж, и, вы не поверите, я не нашла в местных бутиках ничего оригинального. Наверное, именно с этого начался мой творческий путь в Европе.

Уже потом я пригласила свою старшую сестру, мастера-конструктора с 20-летним опытом, в Вену, чтобы начать создание своей коллекции. В 2011 году я дебютировала как дизайнер со своей коллекцией женской одежды, и потом пошли вторая, третья. Многие платья были ярких цветов и с кыргызким колоритом, с минималистической вышивкой и кураком. К моему удивлению, я смогла быстро продать большую часть коллекции женщинам разных национальностей. Они говорили, что именно такой колоритной моды в Европе не хватает.



– Как кыргызстанцы отреагировали на ваш бренд?

– Был очень большой спрос от многих кыргызстанок, но тогда у меня не было возможности предоставить им мои наряды. Из кыргызстанских звезд я бы хотела сделать что-то для Назиры Айтбековой, сотрудницы КТРК. Она ведёт иногда фестивали международного уровня. Ей давно интересны мои модели. Мы уже договoрились, что я создам для неё что-то особенное, платье с кыргызским колоритом и кроем по последним трендам.

– Что было самое сложное за пять лет существования бренда? Как вы справлялись со сложностями?

– Самое сложное, когда не было времени заниматься делом всерьез. Признаюсь, что в последние два года у меня было мало времени для работы над коллекциями из-за диссертационной работы, когда я проводила эмпирические исследования. Мне творчества не хватало как воздуха.

Что вас вдохновляет на создание коллекции?

– Я не ищу вдохновения где-то специально, оно присутствует у меня постоянно. Меня вдохновляет почти всё, что я вижу и всё красивое. Цвета, геометрические формы, природа, творческие работы других, красивые и позитивные люди...

Сколько у вас времени уходит на создание одного наряда?

– Если необходимо, я могу сшить один наряд за день, если модель не сложная. Когда приехала как-то в Бишкек на свадьбу брата, я специально не взяла с собой платья, хотела что-нибудь придумать, чем вдохновлюсь здесь. Получилось воздушное вечернее платье из любимого королевского велюра и сетки. Я люблю ходить каждый год на венские балы и всегда придумываю платья в последний момент, и всегда знаю, что больше ни у кого не будет такого образа. Но я создавала и такие модели, над которыми работала несколько недель. Это были исторические бальные платья. Мне нравятся разные наряды, и я люблю менять стиль в зависимости от ситуации. Я ношу всё удобное, оригинальное и качественное.

Что из себя представляет современная женщина в Европе и чем она отличается от кыргызстанки?

– Современная женщина в Европе – это самостоятельная, независимая женщина, которая может решить свои проблемы сама. Она воспитана так, что несет ответственность за себя полностью и может делать всё сама. Например, они умеют пользоваться дрелью, я до сих пор не умею – и не собираюсь учиться (смеется). А мужчины в то же время больше занимаются собой и тоже решают свои задачи. Я думаю, этот принцип «каждый сам», с одной стороны, не обременяет другого, но тогда и нет нужды друг в друге, которая обычно людей связывает и помогает двигаться вперёд. Я думаю, у кыргызстанок сохранилась эта естественная натура женщины со своими сильными и слабыми сторонами, которая позволяет мужчинам оставаться мужчинами.

– На вашем примере, где женщинам проще добиться успеха и влияет ли геолокация на факторы успеха?

– Раньше я думала, что женщине в Европе легче самореализоваться. Но времена поменялись, взгляды и менталитет кыргызов изменились, экономика развивается, есть все услуги и возможности. На сегодняшний день я не думаю, что геолокация влияет как-то на факторы успеха. Я думаю, что кыргызстанкам теперь легче добиваться успеха в своей стране, чем в чужой. В Кыргызстане можно создать всё за короткое время. Один звонок – и проблема тут же решается. В Европе всё медленно делается, всегда нужно чего-то или кого-то ждать. Но у них есть свои незаменимые качества. Я ценю их за то, что они надёжные и на них можно положиться.

– Благодаря кому или чему ваш бренд можно назвать успешным?

– Первые годы я выставляла свои работы на своем австрийском сайте www.gulnur.eu и в Фейсбуке на своей странице GULNUR Fashion. Только недавно я начала активно пользоваться Инстаграмом, создав свою страницу @gulnur_fashion. Самый лучший промоушн делают девушки и женщины в соцсетях, которым нравятся мои модели. Они живут в разных странах, большинство в Кыргызстане. Диаспора в Вене очень поддерживает меня, помогая раскручиваться не только в Вене, но и на родине.

Какие у вас творческие планы на ближайшее время?

– Мне больше всего нравится в данный момент то, что у меня появилось время полностью заняться дизайном и коллекциями. Я взяла полугодичный отпуск на работе, чтобы создатъ свою студию моды и красоты на родине, набрать персонал, и чтобы всё функционировало и без моего постоянного присутствия. Я хочу, чтобы наши модные девушки и женщины, любящие элегантный стиль, могли приобретать мои вещи, которые я создаю в Европе, прямо в Бишкеке.

За месяц я создала новую летнюю коллекцию, и 30 мая мы провели торжественное открытие «Студии моды и красоты GULNUR» в Бишкеке с показом новой коллекции «Летние вечера» в европейском стиле. В коллекции были использованы самые высококачественные ткани из Европы и Дубая. В июле планирую дополнить летнюю коллекцию новыми моделями, в августе-сентябре будет представлена осенняя коллекция. В студии также имеется салон красоты, а это значит, что каждая женщина может полностью преобразиться, посетив нашу новую студию в центре Бишкека. «Студия моды и красоты GULNUR» находится справа от Дордой Плазы по улице Ибраимова.



Автор: Нурайым Рыскулова

Фотографии: из архива героини