Светлана Акматалиева: «Практикуйте самовоспитание»

Хрупкая? Нежная? О чем вы? Этот мир давно сошел с ума. Я уже забыла, когда в последний раз ощущала себя кем-то, кроме рабочей лошади, готовой дать отпор всем и вся. Я уже много лет не задумываюсь о том, пропускают ли меня вперед джентльмены, носят ли мне тяжелые сумки джентльмены и, вообще, есть ли они джентльмены. Это для меня давным-давно не важно. Вот и сейчас, торопясь на интервью, я вся, скрючившись, съежившись, скукожившись, как тот самый старый рваный башмак, чешу на работу. А что - я занята, у меня много дел и мне совершенно нет дела до степени грациозности моей походки и привлекательности моей осанки. У меня работа…
Интервью из журнала Bishkekchanka, выпуск № 32 (2014 г.)
Героиня моего интервью появилась на пятнадцать минут раньше. Она вошла в просторный зал кофейни, нашла меня глазами, подошла к моему столику и, представившись, протянула руку. Диктор новостей Светлана Акматалиева напомнила мне греческую богиню. Высокая, стройная и невероятно женственная. О том, что это именно женщина, говорило все – от взгляда и осанки до стиля одежды.
– У вас внешность топ-модели. Как так получилось, что вы выбрали журналистику?
– Какой-то пафосной истории выбора профессии у меня нет. Когда я окончила школу, то задумалась о том, куда поступать. Папа просто предложил: «А попробуй журналистику! Мне кажется, у тебя получится». Я послушалась и поступила. И чем больше я училась, тем больше понимала, что папа был прав. Мне очень нравилась журналистика, но вскоре я четко определила для себя – мне интересны новости. И я знала наверняка – хочу быть диктором новостей на телевидении.
– Профессия не из легких, надо сказать. Всегда ли удается остаться беспристрастной?
– Я не могу назвать себя чересчур эмоциональным человеком. Тем не менее, когда в нашей стране стали учащаться случаи насилия над детьми, и мне приходилось зачитывать такие сводки в эфире, оставаться беспристрастной было невероятно сложно. Особенно учитывая то, что я молодая мама. Но не менее тяжело сохранять спокойствие, когда происходят какие-то технические неувязки. Однажды перед эфиром я успела распечатать только два листа с новостями, а на суфлер сохранить текст не успели. Мы ждали, что остальные материалы придут во время эфира, но этого не случилось. И тут я слышу голос редактора: «Света, нам ничего не пришло… Читай, что хочешь, надо выкручиваться…». Я, естественно, в шоке. Суфлера нет, видео нет, у меня в наличии две бумажки и беременность сроком в семь месяцев! Можете представить, какой был это для меня стресс! И, честно говоря, я в упор не помню, как я выкрутилась, но как-то выкрутилась! Сейчас вспоминаю – смешно. А тогда было не до смеха.
– Если бы вы посмотрели на себя со стороны, то как бы описали характер Светланы Акматалиевой?
– Я не кричу, я не ругаюсь, я не взрываюсь. Но и всегда на позитиве тоже не хожу. Я флегматик. А если сказать точнее, флегматик-реалист. Я очень спокойный человек и не подвержена чрезмерным эмоциям.
– Значит и прошедшее 14 февраля не особо жалуете?
– Ну отчего же? Праздники – это прекрасно. День влюбленных – это очередной повод сказать «Я тебя люблю» как-то по-особенному. Я считаю, что большинство людей лукавят, когда говорят, что не любят День влюбленных или 8-е марта. Кто из нас не получает удовольствие, когда нам дарят подарки и говорят теплые слова? Таких нет. Даже самой внешне суровой девушке будет тепло от внимания мужчины в такие праздники.
– Как, по-вашему, почему тогда все больше женщин занимают «оборонительную позицию»?
– Это связано с тем, что женщина просто не нашла своего единственного. Обычная защитная реакция на одиночество, на разочарование, на какую-то боль. Вообще, я за женственность. Женщина – создание хрупкое, его нужно оберегать, но в этом нежном цветке есть твердый стебель, внутренний стержень и сильный характер. Нужно уметь во всем найти золотую середину. Я не приемлю крайностей – чрезмерного карьеризма и чрезмерного «домохозяйства». Кому-то покажется, что середину найти невозможно, но это не так. Воспитывайте себя через книги, читайте историко-приключенческие романы, наблюдайте за главными героинями, например, за той же Скарлетт. Милая, нежная, но сильная духом девушка. Читайте, анализируйте. Практикуйте самовоспитание.
Отношение к противоположному полу рождается в семье. Это вопрос авторитетов и воспитания. Отношение матери к отцу, отца к матери. Дети невольно переносят модель поведения в свою новую семью. Поэтому очень важно с детства прививать ребенку правильное отношение к противоположному полу, уважительное. В этом плане мне очень нравится пример Барака Обамы. Неважно, что это пиар. Дети все равно видят следующее: «В этот тяжелый день для страны я и моя супруга Мишель скорбим вместе с вами…» Я и Мишель. Поведение лидера страны всегда способствует формированию идеалов у молодежи. Пример родителей, пример старших, примеры сильных мира сего, вот, что поможет развить у молодого поколения правильное отношение друг к другу.
– Кто главный в вашей семье?
– Муж. Я безоговорочно признаю его авторитет. Я за ним как за каменной стеной. Хотя, надо признать, мы разные люди. Наши взгляды на жизнь отчасти не совпадают. Супруг более консервативен и больше подвержен стереотипам. А я, наоборот, могу сломать стереотипы, так как я гибкий человек. И все-таки, если бы мы были чересчур не похожи, мы бы, наверняка, не ужились бы вместе.
– К выбору спутника жизни вы также подходили прагматично?
– Я не верю в «стерпится – слюбится». Любовь нужна, без нее невозможно. Тем не менее, когда дело коснется моей дочери, я буду очень придирчива к ее выбору избранника. Любовь любовью, но ведь с этим человеком надо строить семью. Должно быть взаимопонимание, уважение, доверие. Чувства – штука ненадежная. Я за золотую середину. Брак по принуждению – это неправильно. Но и слепое следование своему сердцу – тоже. Я сердце подчиняю разуму, а не разум сердцу.
– Наверняка такой подход к жизни помогает легко справиться с депрессией?
– Я счастливый человек. Я никогда не знала что такое депрессия. И вообще считаю, что депрессия для бывшего советского человека не свойственна. Для меня чуждо это состояние, поэтому считаю, что разговоры о депрессии больше надуманны. Правда, я никогда не даю себе впасть в отчаяние. Рядом муж и дочь, а значит, у меня нет права на хандру.
– Это видно. У вас, наверняка, есть какой-то свой особенный секрет красоты?
– Главный секрет – это следить за собой. И это даже не секрет, это обязанность. Следить за собой – это нормально. Недопустимо запускать себя молодой женщине. Особенно молодой жене и маме. Оправдывать себя рождением ребенка глупо. Мы, мамы, должны служить примером для наших дочерей. Я, например, вышла на работу, когда моей доченьке не было еще месяца, и меня очень поддержали родители и мой любимый муж. За что им огромное спасибо. Вообще я очень благодарна родителям за помощь и понимание. И, самое главное, за то, что для меня они остаются надежной опорой, на которую всегда можно положиться. Это невероятно отзывчивые, люди с доброй душой. Спасибо им за то, что всегда рядом.
– У вас многонациональная семья. Случались ли когда-нибудь «столкновения культур»?
– У меня мама русская, папа кыргыз. У мужа мама русская, а отец казах. Дочка получилась таким своеобразным коктейльчиком. Но, тем не менее, у нас всегда хорошая погода в доме. Мы справляем все праздники. И Нооруз, и Пасху, и Орозо, и Рождество. Мы рождены в Советском союзе, где пропагандировалась дружба народов, и не было никакого разделения. Это сейчас все по-другому. И смею предположить, что новое поколение столкнется не раз с культурными и межнациональными конфликтами. А нас воспитывали совершенно по-другому.
– Интересно было бы узнать о ваших кулинарных предпочтениях.
– Я всеядная. Люблю и фрукты, и национальную кухню, манты, шашлык, лагман, но категорически не приемлю фастфуд. Какой-то конкретной диеты не придерживаюсь. Просто стараюсь во всем соблюдать меру.
– Впереди лето, где вы планируете его провести?
– Иссык-Куль – это для меня нечто особенное. Мой серый, невзрачный, угрюмый Балыкчы навеки останется для меня самый любимым. Я очень люблю воду и люблю загорать. И дочурку приучаю к тому же. Я не из тех, кто может спокойно не поехать летом на Иссык-Куль. Ни за что. А вот к горнолыжному спорту я абсолютно равнодушна… Мне не нужно зарубежных курортов: у меня есть Иссык-Куль. Как-то я была с мужем на курорте в Эмиратах, но вода Персидского залива показалась мне очень неприятной. Совсем нет того удовольствия, которое испытываешь от прикосновения к твоей кожи родного Иссык-Куля. Я вообще немного путешествовала. Довелось побывать в России, и знаете, что я вам скажу? Там частенько работает позиция «моя хата с краю». У нас, все-таки, народ добрее, отзывчивее.
– В жизни каждого человека случаются поворотные моменты, когда жизнь становится другой. Как много у вас было таких моментов?
– Много. Но самым серьезным образом моя жизнь изменилась дважды. Вся жизнь разделилась на «до и после», когда я вышла замуж. И разделилась еще раз, когда я стала мамой. Я вообще не представляю, как мы жили без дочери. «Я» превратилось в «мы», и это огромное счастье. Кроме того, это уже совсем другая ответственность, другие ценности, эгоизм уходит на второй план.
– Вы мама сумасшедшая или, все же, здравомыслящая?
– Пожалуй, я здравомыслящая мама. Я очень консервативна. Я не сюсюкаю с дочкой, а общаюсь как со взрослым человеком. Я и сама не избалована. Наверное, я сейчас похвастаюсь, но мне кажется, что меня хорошо воспитали. Спасибо моим дорогим родителям! У меня хватало мозгов не просить лишнего и не требовать сверх того, что мне могут дать.
– Завершая нашу беседу, что бы вы могли пожелать нашим читательницам?
– Дорогие девчонки, впереди лето, а потому самое время заняться собой, записаться в тренажерный зал и следить за своим питанием! Любите себя и следите за собой круглый год! Ну и, конечно же, я желаю женщинам не терять женственности, загадочности. Расцветайте, как весенние цветы, цветите всю жизнь. Желаю каждой читательнице вашего журнала настоящего женского счастья, ну а для каждой из вас оно свое.
Глядя уходящей вслед Светлане, я понимала, насколько разной может быть занятая женщина. Есть я, серая мышь, которая в погоне за делами забыла заглянуть в зеркало, и есть Светлана Акматалиева, которая после встречи со мной, заглянула в ежедневник и поехала дальше по делам. Никакой суеты, никакой «загнанной лошади». Только женственность, безупречная осанка, уверенность и королевское достоинство.
Автор: Анна Стоянова
Фотографии: Любовь Костенко