18.05.2017
Люди / Журнал Elime

[Журнал Elime] Алексей Сидоров. Сказание о русском азиате

Здорово найти себя в той области, в которой ты оказываешься первопроходцем. Директор радиостанции «Тумар FM» и телеканала «Тумар ТВ» Алексей Сидоров оказался в нужное время в нужном месте, подарив жителям Центральной Азии счастье быть на волне лучшей восточной музыки.


Материал из архива журнала «Элиме», 2015 г.


В нашем доме поселился замечательный сосед


…И вот представьте себе, отгремел Советский Союз, умолкли типовые советские радиоприемники в типовых советских кухнях, а какой-то соседский мальчишка лезет на крышу, паяет проводки, колдует над какой-то примитивной техникой, и вдруг из ваших «трехпрограммников» начинает вещать радиостанция такого-то подъезда! Я еще учился в школе, когда понял, что мой мир – это мир радио. Соорудив свою первую радиостанцию в собственной комнате, я начал вещать, выдавая слушателям песни Николаева, Королевой и все то, чем болели те 90-е. Я передавал приветы от соседей другу другу, соседи заказывали песни. Помню, как жилец первой квартиры регулярно получал приветы от соседки из второй квартиры, и она всегда заказывала ему одну и ту же песню – «Ах, какая женщина, мне б такую!». Уж не знаю, что она этим хотела сказать, ведь обычно мужчины посвящали всегда эту песню женщинам, а не наоборот!


Уверен, что случись такое сейчас, в наше время, все было бы иначе. Раньше как-то все было по-другому, народ был дружнее, что ли. Соседи были почти как семья. Боль делилась на всех, радость тоже была общей. А сейчас всем все равно и мы порой не знаем, кто живет напротив.



Алмаз этих бесценных глаз


А потом соседи вздохнули с облегчением. Нет, вы не подумайте, не потому что я им надоел и перестал вещать, а потому что их соседский мальчишка, за которого они так переживали и где-то разделяли его мечту, устроился работать на радио. На самое настоящее радио! Мне было четырнадцать лет, когда я решительным шагом отправился на кастинг и стал одним из ведущих радиостанции «Алмаз». Я помню этот терем-теремок возле Дома кино, в котором пахло сыростью и изолентой. В нем было все просто, но его атмосфера была настолько творческой, настолько радийной, что оттуда просто не хотелось уходить. Нам было абсолютно плевать, что мы получали ничтожно маленькую зарплату, а то и вообще бартерные носки и свитера в конце месяца, главное – мы вещали. Главное – мы были. Это сегодня молодежь, устраиваясь на первую работу, требует хорошую зарплату, а мы тогда горели идеей и о деньгах думали в последнюю очередь.


Радиоведущим я проработал недолго. Я достаточно быстро понял, что в мире радио мне больше интересны менеджмент и продюсирование, да и рост мой карьерный подошел к концу. Радиостанция была частной, я уже дослужился до заместителя генерального директора и понимал, что директором не стану. Мой союз с радиостанцией «Алмаз» продлился восемь лет, и за эти годы произошло мое становление как радийщика, и все то, что я сегодня знаю о радио – это благодаря радио «Алмаз» и Рустаму Кошмуратову, моему главному наставнику в мире радиоволн.


Но есть на свете ветер перемен


Помню, как мы ехали в Нарын открывать очередную региональную радиостанцию «Алмаз», и я удивлял сидящих в машине тем, что безошибочно называл, кто поет и как называются кыргызские песни, которые раздавались из магнитолы нашего водителя. Я всегда очень любил восточную музыку и видел, насколько она востребована на свадьбах, юбилеях и корпоративах. Я видел, как люди вскакивают со своих мест и от всей души пускаются в пляс, едва услышав первые аккорды знакомой восточной мелодии. Поэтому я решил для себя – нужна восточная радиостанция, которая объединит турецкую, кыргызскую, узбекскую, казахскую, да что там говорить, всю музыку Центральной Азии! Это был тот самый момент, когда я понял, что созрел для своего собственного проекта.


Тогда я пришел в телерадиокомпанию «Пирамида», у них как раз была свободная частота, и предложил создать новое радио, что называется, с нуля. Мне тогда сказали: «У нас нет финансовых возможностей реализовать это. Возьмешься сам с нуля?». Я взялся. Негоже отказываться от мечты.



Храни меня, мой талисман


21 марта 2008 года, в символический день восточного Нового года родилась первая восточная радиостанция в Центральной Азии. Одна из девушек, пришедших на кастинг радиоведущих, предложила:


– А почему бы вам не назвать радиостанцию «Кумар»?


– Может быть, вы имели в виду «Тумар»? – переспросил я, ведь мне тогда слово «Кумар» было неизвестно, а о том, что такое тумар, я прекрасно знал.


– Да нет же, – заверила девушка, – я имела в виду именно «Кумар». Ну вроде как радио «Кайф», «Наслаждение».


Однако идея с тумаром мне понравилась больше. И я решил, пусть моя радиостанция будет своего рода восточным радиоталисманом для наших слушателей. Кроме того, слово «Тумар» будет звучать одинаково хорошо как на кыргызском, так и на узбекском, казахском языках. Мне, конечно, повезло, бесспорно. Ведь радиостанций подобного формата на рынке не существовало. Тем не менее, перед официальным открытием «Тумар ФМ» я провел масштабную рекламную кампанию, в которой поучаствовали Согдиана, Шахзода и много других центральноазиатских звезд. Мы создавали много тайн и интриг, чтобы привлечь внимание потенциальной аудитории. И, благодаря тому, что мы много шумели, нас заметили. Но это не было пустой шумихой: я твердо поставил себе цель – держать высокую планку. С самого начала и по сей день, мы отбираем только самый лучший репертуар и работаем только с лучшими радиоведущими.


Команда, без которой нам не жить


Сейчас такое время, когда нужно знать все. Поэтому приходится быть и журналистом, и ведущим, и менеджером, и местами технарем. Поэтому я знаю всего понемногу. Может, это своего рода симптом перфекционизма. Знаете, как оно бывает, когда кажется, что лучше тебя никто не сделает. В наше время нужно быть независимым и хотя бы в своей области знать все, от и до. И тем не менее главная поддержка и опора – моя команда. За все эти годы мне удалось создать такой коллектив и такую атмосферу, что мы, как семья. В нашем коллективе отношения не на уровне «подчиненные и шеф», а больше дружеские. Нет, само собой, здоровая субординация существует, но мы все равно выходим за рамки суровых рабочих взаимоотношений. Мы люди креативные, творческие, у нас одно общее дело. Да и я отчетливо осознаю – один в поле не воин. Без своей сегодняшней команды я бы не добился ровным счетом ничего.


Залог успешного тимбилдинга – идея, которая команду заразит. За восемь лет у нас остались самые талантливые и самые «сумасшедшие». Люди, которые бредят радио и не концентрируются на деньгах. Они не могут без микрофона и без наушников. Те, кто думают, что радио это деньги и слава, долго с нами не задерживаются. Есть вещи, которые дороже денег. Многие творческие рабочие места далеки от высоких зарплат, но тот кайф, который ты получаешь от самого процесса работы и от атмосферы, дороже любых денег. Поэтому надо быть немножечко «того», чтобы остаться с радио надолго. Это удел романтиков.


Вот новый поворот


К нам на радиостанцию часто поступали звонки и приходили электронные сообщения от радиослушателей с вопросами: «А кто поет песню, которая только что звучала?», «А как он/она выглядит?», «А есть ли видеоклипы на эти песни»? Это натолкнуло нас на мысль – надо открывать восточный музыкально-развлекательный телеканал. Так появилось «Тумар ТВ», поэтому теперь радио можно не только услышать, но и увидеть. На нашей телеволне специально для вас лучшие клипы на лучшие песни, которые вы так любите. Помимо трансляции музыкальных видеоклипов, мы планируем выпускать информационно-развлекательные проекты, которые, мы надеемся, полюбятся нашей теле- радиоаудитории.


Также в ближайшее время стартует ночной радиопроект «Саратан» – ток-шоу с участием звезд. Помимо этого будут проводиться различные спортивные проекты. А в сентябре начнется новый сезон, в рамках которого будут внесены некоторые изменения в наш формат.



…Лама, давай открывай свой англо-русский словарь


Некоторые удивляются, как русский возглавляет кыргызскоязычную радиостанцию? «Ну, вот, как-то так», – с улыбкой отвечаю я. Мне часто приходится сталкиваться с этим. Люди спрашивают: «А кто у вас директор?». А тут я со славянским лицом и еще с такой колированной русской фамилией Сидоров. Ничего запредельного, правда, в этом я не вижу. Мы живем в азиатской стране и вполне закономерно знать культуру своей страны и ее язык. Я не могу сказать, что хорошо владею кыргызским языком, но я все отлично понимаю. Я сам прошу своих ребят говорить при мне на кыргызском языке, чтобы я больше практиковался и лучше понимал родную речь своей страны. И в будущем я планирую выучить кыргызский язык. В Казахстане многие телеведущие-славяне свободно говорят по-казахски, и это здорово!


Да и вообще, знание языка какой-либо страны не повредит. Помню, как первый раз выехал заграницу. Это была красивая и романтичная Франция. Я тогда не то что по-французски, по-английски двух слов связать не мог. Поездка, кстати, произвела на меня такое сильное впечатление, что я даже подумывал написать книгу «Приключения кыргыза в Париже». Мы поехали в город Ля-Рошель на всемирный фестиваль французской музыки, и там я совершенно непонятным образом прошляпил обратный билет до Парижа. Я оставил его на видном месте в номере отеля, заранее собрал все вещи, чтобы по окончании концерта сразу взять билет и спуститься к выходу. Мы, видимо, немного опоздали, потому что, когда я вернулся в номер, мои вещи уже стояли на ресепшне, а моего билета не было на том месте, где я его оставил. Я был просто в ужасе! Пришлось покупать дорогущий билет на поезд, еще и в бизнес-классе. Куратор нашей группы пыталась меня тогда успокоить, то и дело произнося: «Don’t worry». Я же, помня нетленку Бобби МакФаррелла, отвечал: «Be happy». Она смотрела на меня ошалелыми глазами, а я на самом деле даже близко не понимал, что я ей говорю. Потом я уже понял, что к чему и твердо решил, что знать языки просто необходимо.


Люди идут по свету…


Знаете, иногда бывает, что человек почему-то вдруг не нравится. Он тебе еще «ничего не сделал, только зашел», как тот товарищ Саахов в Кавказской пленнице, а все равно неприятен. Причем я даже не смогу объяснить, почему. С такими людьми я стараюсь не работать. Я мнительный и разборчивый. У меня есть одна нехорошая черта, я постоянно сомневаюсь в людях. Многих это раздражает. Кто-то меня понимает, кто-то нет. Не могу сказать, что в моей жизни произошел переломный момент предательства, разделивший мою жизнь на «до» и «после». Просто это жизнь, и абсолютно всем доверять не получится. Я понимаю, что люди могут в любой момент предать. Или уйти. А вообще нужно уметь отпускать людей и искренне желать им счастья.


Первое время, когда от меня уходили сотрудники, я реагировал достаточно остро. «Как это так? Я же всему их научил, а они меня бросили!». Но ведь я не Господь Бог, чтобы вершить их судьбу. Наоборот, я понял, что когда отпускаешь человека, он растет и потом становится тебе благодарен. Приходят новые люди, привносят новое дыхание.


Имя и отчество – ночь одиночества


Я у родителей один. В детстве это было забавно – все мне, все мне! А потом я часто стал ловить себя на мысли, что мне бывает тяжело одному. И здорово было, если бы у меня был брат или сестра.


Хотя вообще иногда я люблю побыть один. Бывает так, что я предпочитаю активный отдых с компанией, а иногда мне просто хочется погулять одному на берегу или погулять в горах. Скорее, люблю все-таки не одиночество, а уединение.


Мой род деятельности подразумевает огромное количество общения, и я к этому привык. Я люблю людей. Хоть и говорят, что одиночество не свойственно человеку, которому комфортно наедине с собой, но я не смогу быть долго один. Мне одного дня достаточно, чтобы захотеть снова вернуться в социум.


Мой адрес не дом и не улица


По сути своей я романтик, очень люблю послушать музыку в дождь. Настроение предлагает мне разные жанры. Я могу зависнуть на чем-то расслабляющем, могу послушать рок. Мое настроение от погоды не зависит, но в целом я человек чувствительный. Люблю помечтать об идеальном. Так, например, мое идеальное лето – это прохладное лето. Моя мечта, чтобы наш офис хотя бы на лето перебирался на озеро Иссык-Куль. Я очень люблю озеро Иссык-Куль, некоторые говорят, что я патриот на всю голову. Но мне доводилось побывать во многих городах и странах. Мне было, с чем сравнить. И хоть я по национальности русский, но без Азии уже жить не смогу. Я хочу жить в Кыргызстане. Биологически я европеец. Но психологически я стопроцентный азиат. И российские русские во многом меня зачастую не понимают. И это логично, потому что у нас здесь все по-другому и это «по-другому» мне очень нравится. Я патриот своего региона. Я не разбираюсь в современных голливудских актерах, даже российских знаю немного. Зато я отлично ориентируюсь в том, какие фильмы снимаются и какая музыка создается в Центральной Азии.


Хочу пожелать, не останавливайтесь НИКОГДА! Один из моих наставников однажды мне сказал, даже когда ты прогорел, встань и иди дальше. Остановишься – ты погиб. У меня все получилось только потому, что я не останавливался. Я падал, но находил силы подниматься и продолжать путь. Любой успех – это труд и упорство. Мечтайте, идите к своей цели!

Автор: Яна Кулишова

Фотографии: из личного архива героя