9.02.2017
Люди / Журнал Elime

[Журнал Elime] Джум Гунн. По дороге к мечте

Серое неприглядное здание, когда-то принадлежавшее Дворцу пионеров, – сейчас это мастерские Театра Юного Зрителя. Железная лестница ведёт на второй этаж, на двери небрежный лист с рукописным предупреждением: «Здесь нет проката костюмов!» – словно нежелание видеть суетливых и праздных. За дверью – огромное помещение, почти свободное от мебели и людей. Три стола, два человека и много света благодаря огромным окнам; облупленные стены, закручивающиеся, как стружки, кусочки краски на потолочных панелях и давно не крашенный пол – набор «уюта», символичный для творческого человека, которому для создания шедевра много не требуется.


Материал из журнала "Элиме" (выпуск №13, 2015)


«Мне здесь хорошо: главное – тепло и свет. И никто не беспокоит. Что ещё нужно для творчества?» – говорит Джумгалбек, он же Джум Гунн, художник, известный не многим. Но тот, кто хотя бы раз увидит его рисунки, уже не перепутает Джума Гунна ни с кем другим.


Джумгалбек – имя, производное от названия Джумгальского района, – был последним, самым младшим ребёнком в семье, девятым и седьмым по счёту сыном. К сожалению, отцу не удалось насладиться гордостью за семёрку бравых джигитов: когда Джумгалбеку было шесть лет, отец умер. Воспитывать самого младшего пришлось братьям, и делали они это сурово, не потакая прихотям и не давая спуску за проступки. И только брат Канат был добрее, поддерживал, как мог, и учил рисовать. Лошади, на которых Джумгалбек катался, рисование, изготовление войлока мамой, тихой и доброй женщиной, волшебный процесс покраски шерсти – всё это будет помниться и спустя много лет, сгладит воспоминания о тяжёлом детстве. Лошади, ручной труд, краски – зададут направление творчества; сестра Айгуль и брат Канат заметят увлечение мальчика и в 1994 году отправят Джумгалбека в бишкекский художественный Интернат №4 при Академии художеств, в шестой класс.


Талант Турганбай, друг и одноклассник, с удовольствием вспоминает: им было по 12 лет, они учились тогда в художественном интернате. Джум, начитавшись про китов-касаток и посмотрев фильм «Орка: кит-убийца» («Смерть среди айсбергов»), решил создать команду, которую назвал «Орка Китов». В неё вошли всего трое: сам Джум, Талант и ещё один друг, Азамат. В этой команде было своё приветствие – отдавали честь скрещенными пальцами…



Школа развила талант и укрепила уверенность: теперь Джумгалбек знал, что будет только художником и никем больше. Учился, как и большинство мальчишек, на тройки, иногда хулиганил, иногда конфликтовал с учителями, но умение и готовность по просьбе рисовать стенгазеты, помогать в оформлении мирили учителей с типичным подвижным троечником. К старшим классам опомнился, подтянулся – и по окончании, в 1999 году, поступил в заветное художественное училище им. С.А.Чуйкова.


Свобода, так непохожая на школьную, вечно контролируемую учителями и родителями, опьянила быстро. «Догулялся» до того, что через два года был отчислен. К этому времени интерес к истории кочевых народов, образам персонажей народных эпосов только увеличился. За увлеченность и готовность рисовать древних воинов друзья Джумгалбека подхватили предложенное им самим имя – тогда и «родился» Джум Гунн.


За собственное разгильдяйство пришлось «заплатить» двумя годами тяжёлой работы на СТО. Словно по иронии судьбы в руки снова попали краски, на этот раз автомобильные, – частенько красил машины. «Поумнев», Джумгалбек вернулся в училище, которое и закончил в 2005 с отличием.


Училище было окончено и пришлось искать работу. Оказалось, что заработать на рисунках – невозможная задача. А мечту о собственном мультфильме пришлось забросить и снова идти зарабатывать деньги. Два года – новая остановка на пути к мечте – поработал маляром, художником в рекламных фирмах, пока не устроился декоратором в театр кукол, тот самый ТЮЗ. Но самое главное, то, о чём мечталось, случилось очень скоро.


В 2009 году знакомый из Production Studio «Бигим» предложил поработать над уникальным для Кыргызстана проектом первого мультипликационного фильма по мотиву эпоса «Эр Тоштук». Уникальный художественный почерк Джумгалбека как нельзя лучше подошёл под нужды кампании, и воодушевлённый начинающий иллюстратор разработал концепт мультфильма, его персонажей.


Если сегодня зайти на youtube.com и набрать в поисковике «Трейлер “Эр-Тоштук”», то можно сразу увидеть образы знакомых, из числа нарисованных Джумом, персонажей. И неважно, что в трейлере так и не появилось имён. Сомнений не может быть – на экране те, в кого давно, с детства, был влюблён Джум Гунн.



«Эр Тоштук» – эпос древний, относящийся к раннему родовому периоду, древнее «Манаса». С абсолютно фэнтезийным содержанием: главный герой, храбрый Тоштук, узнает, что он не единственный сын своих престарелых родителей, а все его старшие (девять) братьев исчезли, когда пасли отцовские табуны. Тоштук отправляется на поиски братьев, ему приходится спуститься в подземный мир. Там он встречает людей с необычными способностями. Выполнить задания правителя Мира Тьмы, Синего дива, – охрана его стада, победа над циклопом, розыск пропавших жеребят – Тоштуку помогает его верный конь, обладающий магическими способностями, как и положено четвероногому другу главного героя. Свирепый Синий див, огромная птица Алпкаракуш, чудесный казан с сорока ушками, великан Чоюн и многие другие чудесные персонажи должны были удивить будущих маленьких и взрослых зрителей.


Джум решил использовать имеющийся в мультипликации опыт. Любимым советским мультиком помнилась «Снежная королева» – с чётко прорисованным концептом, понятным содержанием и доброй идеей. Эти же признаки качественной мультипликации Джум учёл при разработке персонажей «Эр Тоштука».


Джум Гунн, "Охотница"

Джум Гунн, "Скиф"


Джум Гунн, "Наемники"


«Мультфильмы, на которые стоит равняться, по моему мнению, кроме «Снежной королевы», это «Смешарики», грамотная и добрая работа. Советский «Винни Пух» тоже оригинален, у него своя неповторимая графичность…» – Джумгалбек с большим удовольствием, чем о себе самом, готов говорить о любимых мультфильмах. И несмотря на приоритет «Снежной королевы» как идеального полнометражного мультфильма, он уважает все новаторское, с другим концептом, но обязательно доброе и интересное. Немного подумав, добавляет в список тридэшных «Машу и медведя», а потом ещё и ещё мультфильмы… Их много хороших, но свой был бы самым любимым, конечно…



Большая интернациональная бригада художников-аниматоров трудилась над началом истории, которая ожила в виде трейлера и… и не появилась в виде полноценного мультфильма.


Денег, выделенных Швейцарским Бюро по Сотрудничеству, хватило только на три месяца плодотворной работы. Дальше стали искать спонсоров, пока политическая нестабильность, расцвет рейдерства после первой революции 2010 года не задели и студию «Бигим». Художников выгнали, имущество было разворовано захватчиками, сама студия оказалась ненужной, мультфильмом новые хозяева заниматься не стали, так что о возобновлении проекта не могло быть и речи. Даже спустя годы Джумгалбек будет помнить ту горечь, которая осталась после надежды на экранное воплощение мечты. Не хотелось больше заниматься любимым делом, так велико было разочарование. «Уединился», вернулся в ТЮЗ, чтобы дальше в одиночестве продолжать заниматься любимым делом – создавать свои мультипликационные миры древних кочевников.


Наиболее любимыми и яркими персонажами стали всё тот же Эр Тоштук, охотник Кожожаш, Сур Эчки, Мать-олениха, хан Аспарух…


Кожожаш, настоящий богатырь из рода снежных барсов, прилагает немыслимые усилия для того, чтобы спасти свой народ от голодной смерти. Но его история не только экономический урок нашим политикам, но и рассказ о любви к замужней женщине Айке; к моменту знакомства с ней у Кожожаша тоже есть семья. Финал эпоса печален: природа в образе Сур Эчки (Серой Козы), потомство которой в охотничьем азарте перебил Кожожаш, наказывает богатыря.


Джум Гунн, "Эр Тоштук"


Джум Гунн, "Эр Тоштук"


Джум Гунн, "Подземная пери и ведьма (по эпосу Эр Тоштук)"


И ещё один знаковый персонаж – хан Аспарух, основатель первого болгарского государства на Дунае. Аспарух как мудрый правитель понимал, что любое разделение между народом ведет к нищете и вымиранию. Поэтому, основав в 679 году Болгарское царство, сразу заключил союз со славянами. Этот союз помог противостоять византийскому императору Константину IV, вынужденному спустя три года признать Болгарское царство самостоятельным государством. Сегодня можно побывать в болгарском городке Исперихе, названном в честь мудрого хана протоболгар, и побродить по Аспарухову мосту, самому большому в Болгарии, сфотографироваться у любого из множества памятников; самый большой из них находится в болгарском Добриче. Чуть позже хан Аспарух – станет удачей для карьеры художника Джума…


Джум Гунн выбирает для себя неповторимую манеру рисунка внешности персонажей. Самый капризный материал художника – акварель. Переделать её, снять и покрыть сверху слоем, как при работе с масляными или акриловыми красками, практически невозможно. Чтобы рисовать акварелью, нужно быть предельно собранным, чувствовать рисунок и не иметь права на ошибку – нечто сродни работе Творца, вкладывающего особую магию в собственное произведение.


В следующие годы к Джуму начинает приходить признание, и большую роль в этом сыграла выставка, на которую уговорили друзья-соратники. Одним из них был Георгий Колотов, известный фотограф, с которым сдружились во время работы в студии «Бигим». Летом 2013 года на выставочной площадке в Дубовом парке, что в центре Бишкека, впервые широкая публика увидела необычные рисунки древних воинов, воительниц, мужественных и вместе с тем таких обаятельных и акварельно нежных. Заметив, что друг выставляет не все свои рисунки, Георгий Колотов запротестовал: «Давай сюда все!»


Тогда, на выставке, было продано несколько картин, но и потом народ, чаще небогатый, просто неравнодушный, приходил к Джуму за картинами – в подарок близкому человеку, для стилизации своих рабочих кабинетов или только потому, что нравились работы молодого и скромного художника. Такие финансовые поощрения, безусловно, – хорошая поддержка, однако надеяться на них показалось глупым, и Джум Гунн продолжил работать в тихой мастерской, отказываясь от предложений (лишь единожды отступил от своих правил) и от просьб знакомых взять себе учеников. Всё это, так чувствовал Джум, лишняя суета: всех денег не заработаешь, да и основная работа, которую привык делать хорошо, может пострадать. Тем более что появилась надежда на новую выставку, на этот раз за рубежом.


Однажды изображение хана Аспаруха увидела болгарка, мать одного из друзей Джума, заинтересовалась, посмотрела ещё несколько работ и предложила помочь провести весной 2015 года выставку на родине Аспаруха – в Болгарии. К тому времени нужно нарисовать не один десяток рисунков: много из них к этому моменту было распродано. Друзья поддерживают художника и подгоняют – с такими не страшно и за границей себя показать…

Джум Гунн, "Поединок"


Джум Гунн, "Воин"


«Про Джума? Он самородок, во всех смыслах этого слова. Джум – душа-человек. Светлый, отзывчивый, по-хорошему эмоциональный. Запросто отдаст последнюю рубаху. Мы периодически «болтали за жизнь», и я понял, что просто рад знакомству с ним. У меня всегда было очень мало друзей, но Джум стал именно тем, кого готов назвать именно другом», – Георгий Колотов охотно поделился сокровенным.


Джум Гунн, "Мелодия любви"

Джум Гунн, "Девушка"


Джум Гунн, "Джигит"


Действительно Джумгалбек кажется скромным парнем, но друзья с удовольствием вспоминают его «художественные» шутки. Рисует Джум при любой возможности. Любимым способом знакомства с девушками было, например, «рисование» портрета из остатков лагмана на тарелке. А вот с будущей женой (свадьба состоялась прошлым летом) познакомили друзья, рисовать съедобный портрет не пришлось. Теперь Джум – степенный семьянин, мечтает о маленьком батыре.


А пока выполняет заказы-иллюстрации, которые иногда просят сделать российские знакомые. И продолжает готовиться к болгарской выставке; получится ли – не загадывает. Сам чувствует, что пора: творческому человеку признание необходимо как воздух. А там, глядишь, и главная мечта – свой собственный мультфильм о благородных предках по мотивам древнего эпоса – обязательно исполнится. Очень хочется в это верить: народу всегда нужны мудрые и добрые герои. Даже если они всего лишь нарисованные.


Автор: Юлия Эфф

Фотографии: Бактыбек Мейманбеков