Алишер Еликбаев: «Не надо сдаваться за полчаса до успеха»

Мы рады знакомить читателей «Бишкекчанки» с успешными и интересными людьми из разных стран. Как вы заметили в этом выпуске их у нас много. Дина Токбаева взяла интервью у известного блогера, в прошлом журналиста и редактора, а ныне успешного пиарщика из Казахстана Алишера Еликбаева.
Алишер Еликбаев – талантливый пиар-специалист из Алматы. Я давно подписана на его аккаунты в соцсетях и с удивлением наблюдаю, как наш герой подает себя в Интернете из года в год, изо дня в день. Почему с удивлением, так потому, что со своими обязанностями и известностью он справляется так, будто это и вовсе не работа, а отдых. Но это, конечно, не так. За кадром остается огромный, изнурительный труд по выстраиванию имиджа и тщательному подбору каждого слова и кадра. Еликбаев начинал карьеру в конце 90-х как журналист и редактор на телевидении, а после ушел в пиар. Он признается, что чем бы ни занимался, все равно считает себя прежде всего журналистом. Успел поработать и с партиями, и с коммерческими структурами. Долгое время руководил пиар-службой гипермаркета «MEGA», а сейчас ведет ряд собственных проектов. В последнее время Алишер чаще путешествует, и застать его в родном Казахстане все сложнее. В таком круговороте людей и событий легко сбиться с пути, но это не про нашего собеседника. Как раз во время одной из поездок Алишер ответил на мои вопросы по почте и рассказал, как работать и дружить так, чтобы взаимная лояльность с годами не угасала, а только крепла. Несмотря на публичность своей профессии, наш герой все же производит впечатление человека немногословного. Похоже, что главный секрет Еликбаева – в том, как распоряжаться временем и как относиться к своему окружению.
– Алишер, вы однажды обмолвились, что на своем веку повидали не одну тысячу резюме. И даже опубликовали на Forbes.kz подробную инструкцию по составлению резюме. Какие три основных совета вы были дали соискателям работы?
– Три коротких совета: 1) если вы действительно хотите получить эту работу, будьте настойчивы, но не назойливы, потому что эту грань очень легко перейти; 2) никогда не идите на работу, рассматривая её как временную, нет ничего хуже сотрудника, который, устроившись к вам, начинает поиски следующего места; 3) репутация зарабатывается годами, а разрушается она в одночасье, поэтому нельзя быть на одной работе вороватым, мерзким, ленивым и объяснять это тем, что вы сможете себя изменить в другом коллективе.
– Недавно портал Buro247.kz написал об алматинском креативном классе, который меняет город. Мне, прежде всего, интересно, как, по-вашему, изменилась южная столица Казахстана за последние лет десять?
– За последние десять лет принципиальных изменений в Алматы нет, это по-прежнему город автомашин, а не людей. Ими заставлены все дворы, улицы, проезды, тротуары. Человек на машине у нас чувствует себя классом выше пешехода. Затем наш город захвачен временщиками: это видно по качеству строительства как бизнес-центров, так и дорог и общественных площадок. Все приходит в негодность в невероятно быстрые сроки, никто не строит и не думает на десятилетия вперёд. И многие жители не относятся к городу как к чему-то своему, у них может быть чисто в квартире, но выставить мусор в подъезд или сломать что-нибудь во дворе, там где все общее, у нас по-прежнему любят. Креативного класса совсем мало, чтобы они могли влиять на это на уровне города.
– Какое свое решение вы считаете самым судьбоносным?
– Я думаю, такое решение мне еще только предстоит принять. Пока я больше плыву по течению.
– Относите ли вы себя к креативному классу? Очевидно, что с принадлежностью к креативному классу не рождаются. Что же нужно сделать, чтобы туда попасть? Считаете ли вы этот класс новой элитой?
– Не знаю. Я немного далёк от мира, который именует себя креативным классом в Алматы. На мой взгляд, они чересчур инертны и не особо поворотливы. Лишь малая толика из них готова сопротивляться толпе и перевоспитывать её, большей части хватает только на нытьё в кофейне под банановый смузи. Но тем не менее хорошо, что они есть.
– У меня к вам вопрос частично риторического характера, но вместе с тем он достаточно прагматичен. Может ли человек в 2016 году в Казахстане и/или Кыргызстане заниматься любимым делом? Или же сначала неминуемо необходимо отработать на «корпорации»?
– Работа в корпорации тоже может быть любимой, огромное количество людей получает кайф от работы на международную компанию или местного гиганта. Но если это не ваше, то и в Казахстане и в Кыргызстане можно заниматься любимым делом и зарабатывать этим на жизнь, но многие из-за отсутствия каких-то параллельных навыков (маркетинг, продвижение, усидчивость, тайм-менеджмент) сдаются за полчаса до успеха.
– Раньше, особенно в 90-е, и у вас в стране, и у нас в Кыргызстане, очень ценилось зарубежное (западное или восточное) образование. Наверное, даже больше в Казахстане в связи с тем, что у вас было больше программ господдержки. А как сейчас? Как вы думаете, в каких случаях зарубежное образование помогает?
– Мне кажется, хорошее образование за границей – это плюс в любом случае. Особенно если знаешь уровень преподавания в наших вузах. Другое дело, что человек с западным образованием, с их ценностями и методиками возвращается в наш постсоветский мирок со всеми его недостатками, он абсолютно неспособен сопротивляться этому и его довольно быстро ломают под себя. Образования мало, нужны ещё яйца.
– У вас сейчас продолжает набирать обороты проект о казахстанцах в США. Как возникла эта идея? Почему именно США были выбраны?
– Идея была давно, хотелось попутешествовать по США, посмотреть не только Нью-Йорк и Вашингтон, где я уже был несколько раз. Хотелось увидеть и «другую Америку». Поэтому мы придумали проект «Казахстанцы в США», смогли защитить его и получить финансирование от Генконсульства этой страны в Алматы. О нас там слышали, поэтому решение приняли достаточно быстро. Проект считаем удачным и готовим сейчас его продолжение.
– Сколько времени в году вы находитесь дома, в Казахстане, и сколько за рубежом и в полетах?
– Семь месяцев в Алматы, пять месяцев вне дома. Если я долго нахожусь в родном городе, у меня начинается депрессия. Моя жена об этом знает и старается быстро меня куда-нибудь выгнать, не дожидаясь пока моё лицо не вытянется от уныния.
– Как вы восстанавливаетесь после частых перелетов и смены часовых поясов? Должно быть, непросто тут же приступать к работе и принимать важные решения...
– С моим ростом очень тяжело летать. [Рост Еликбаева – два метра и два сантиметра. – прим. автора] Поэтому по работе летаю только бизнес-классом, в первый день прилета стараюсь не назначать встреч и мероприятий, иду обычно на массаж или в бассейн, чтобы восстановиться. Ну, и сплю побольше.
– После многих лет работы у человека нарабатываются контакты и репутация. Как вам удается строить отношения с людьми, основанные на лояльности?
– Я очень ценю хорошее отношение к себе. Люблю людей, которые мне доверяют. Стараюсь их не подводить. Если человек делает выбор в мою пользу, основываясь на лояльности к моей персоне, – значит надо быть к нему внимательней и стараться нести ответственность за свои рекомендации. Поэтому я отказываюсь от большого количества рекламных контрактов с теми компаниями, чьей продукцией или услугами я не пользуюсь сам или не доверяю им.
– Насколько вам важно сейчас, какое впечатление вы производите при личных встречах? Если да, то в каких случаях?
– Со мной сейчас довольно трудно встретиться. Я почти всегда в поездках, обед бронирую только для друзей, выходные – для семьи. Светские мероприятия, тематические конференции практически не посещаю. Остаётся совсем мало времени для встреч с кем-либо. Стараюсь быть корректным и вежливым, наверное, чуть больше, чем в жизни. Безусловно, для меня важно, какое впечатление я произвожу.
– В соцсетях у вас большое количество подписчиков и друзей. А ваши самые близкие друзья – родом из детства, или вы считаете, что и, будучи взрослым, сформировавшимся человеком, можно завести друзей?
– Сложный вопрос. Никогда не говори никогда. За последние годы я встретил нескольких хороших людей, которых очень хотелось бы сделать своими друзьями. Но природная осторожность, мнительность, не позволяет сразу броситься к ним в объятия. Пока присматриваюсь. Основные друзья рядом со мной на протяжении десятилетий, там отношения проверены многими вещами, очень хочется эту дружбу пронести через года без единой царапины, но боюсь – это невозможно.
Читать также:
Мээрим Таабалдиева: «Запускать бренд под своим именем – страшно и смело»
Шамиль Ибрагимов: «Я всегда делал чуть больше, чем от меня ожидали»
Мээрим Тойгоналиева: “Поставить бизнес с нуля – это еще не достижение”
Автор: Дина Токбаева
Фотографии: Максим Спариш и Дамир Отеген